Интересные сайты:



Вектор любви Леонардо да Винчи

С расширением свободы передвижения и совместного проживания общественная жизнь в республиканской Флоренции во времена Леонардо да Винчи характеризуется расшатыванием нравов и манерами, которые до сих пор воспринимаются как распутство.

Это относится прежде всего к гомосексуализму, очевидно, широко распространенному в те времена и воспринимавшемуся с ярко выраженной снисходительностью, потому что гуманистические представления того времени заключалось в подражании обычаям и нравам античности. Во Флоренции в те времена не трудно было встретить в городских парках загримированных или даже переодетых в женские одежды мужчин, нежно обнимающих друг друга.

Хотя к гомосексуализму в средневековой Флоренции относились терпимо, тем не менее это считалось преступлением. Способы, с помощью которых устанавливалась виновность мужчин гомосексуалов, были довольно странными. Власть опиралась, прежде всего, на анонимные заявления. Естественно, что этот путь позволял обвинить любого неугодного человека, например, соседа или соперника.

Эти доносы рассматривали «офицеры тьмы святой обители» и, рассмотрев дело, отдавали виновного под суд. Однажды в поле зрения этой своеобразной полиции нравов попал и Леонардо да Винчи. Случилось это 8 апреля 1476 года. В этот день Леонардо был обвинен вместе с тремя другими мужчинами: ювелиром, портным и неким Лионардо Торнабуони, родственником Медичи, в совершении развратных действий. Один неизвестный гражданин донес, что некоего Якопо Сальтарелли, когда тот позировал, изнасиловали, совершая с ним содомические (гомосексуальные) действия. Сальтарелли был 17-летним учеником ювелира. К тому же, как говорили, умственно отсталым.

В случае доказательства содомии закон предусматривал смерть на костре. Но уже на первом заседании суда 9 апреля 1476 года выдвинутые обвинения не были доказаны. 7 июля состоялось повторное слушание дела, в процессе которого обвинение было полностью снято. Вероятно, в вынесении оправдательного приговора сыграло роль то обстоятельство, что один из подозреваемых был родственником Лоренцо Медичи.

Конечно, это событие в жизни Леонардо можно было бы принять за случайность. Но как объяснить тот факт, что художник выбирал учеников только среди мальчиков и юношей с очень привлекательной внешностью? Причем по отношению к ним был добр и снисходителен и оберегал их словно мать, когда они заболевали. Леонардо также никогда не скупился и покупал им дорогие одежды.

Особенно тесные отношения у художника установились с десятилетним Салаино, которого он встретил на улице 22 июля 1490 года. Из эскиза, сохранившегося в архиве да Винчи, можно заключить, что мальчик обладал прекрасным лицом, нежными, утонченными чертами и роскошной шевелюрой. И хотя Салаино принес художнику много неприятных минут, он продолжал шефствовать над ним и оплачивать причиняемый им ущерб.

Подавляющее большинство мнений, высказанных биографами по поводу места Салаино в жизни Леонардо да Винчи, сводятся к тому, что художник воспринимал своего «ученика» не иначе, как отец или покровитель. Однако, ряд документов наводят на другие мысли. Так, при разборке архива художника на одном из листов бумаги была обнаружена записанная от руки ссылка, недвусмысленно поясняющая гомоэротическое отношение мастера к Салаино.

О гомосексуальных наклонностях художника может свидетельствовать также изображение на листе, усыпанном техническими рисунками, пениса, направленного прямо в заднюю часть мужчины.

А какие предположения может вызвать рисунок стоящих близко друг к другу, спина к спине, мужчин, которые произрастают из одного общего туловища, но не могут видеть один другого. Младший, изображенный с тростью камыша в правой руке и кудрявой головой, откровенно несет в себе черты Салаино. Показательно и то, что в произведениях Леонардо неоднократно всплывает необычная комбинация молодого кудрявого и старого мужчины, как например, на рисунке, выполненном в 1495 году сангиной, находящемся в картинной галерее Флоренции.

Какой же вывод о сексуальной направленности Леонардо да Винчи можно сделать из изложенного выше? Скорее всего, художник был пассивным гомосексуалом, максимально скрывавший свои необычные наклонности. Об этом свидетельствует и его индифферентное отношение к женщинам, с которыми, как считает большинство биографов, у художника никогда не было интимной связи.

Тихие грехи Буонаротти

Микеланджело Буонаротти (1475—1564), в отличие от Леонардо, был натурой страстной и влюбчивой. В молодости он дважды подвергался гомосексуальному шантажу и научился осторожности. Когда отец одного юноши, желая пристроить сына учеником к великому мастеру, предложил использовать его в постели, тот с негодованием отверг такое предложение. Однако, насколько искренней была эта реакция, мы не знаем. Некоторые же исследователи считают, что Микеланджело вообще избегал физического секса, независимо от пола партнера.

Микеланджело-художник определенно предпочитал мужскую наготу женской, а в его любовных сонетах, посвященных преимущественно мужчинам, явно присутствуют гомоэротические мотивы.

Источником вдохновения для 57-летнего художника была долгая и страстная любовь к 23-летнему римскому дворянину Томмазо де Кавальери, которому Микеланджело дарил рисунки и посвящал любовные стихи. Учитывая сословную и возрастную разницу между ними, это чувство, скорее всего, оставалось платоническим и какое-то время сосуществовало с любовью к Виттории Колонна.








Предыдущая     Статьи     Следущая




comments powered by Disqus




Дружественные сайты: