Интересные сайты:



Тайная любовь Сезанна

Можно сказать, что он умирал, не выпуская кисти из рук. И вряд ли это будет большим преувеличением...

1906 год. Октябрь месяц. 13-го и 14-го над Эксом бушевала гроза, и лил проливной дождь. 15-го погода прояснилась. После обеда Сезан пешком отправился на этюды неподалеку от своей мастерской в Лове. Однако небо снова затянулось и загромыхала гроза. Но, не обращая внимания на дождь, Сезанн продолжал писать. Проходили часы. Сезан по-прежнему стоял у мольберта. Наконец, промокнув до нитки, дрожа от холода, он решил уйти. Под тяжестью мольберта и ящика с красками он с трудом передвигал ноги. И вдруг упал без сознания. Несколько позже его обнаружил на дороге возчик прачечной и привез домой почти в бессознательном состоянии. Срочно был вызван врач и, одновременно, о состоянии Сезанна сообщили его сестре Марии.

Вскоре художник пришел в себя. С большой неохотой, под давлением доктора, принял предписанные лекарства. Врач назначил постельный режим. Но назавтра, несмотря на указания доктора, Сезан встал с постели и отправился в мастерскую писать неоконченный портрет. Но, снова почувствовав недомогание, возвратился домой. На этот раз он вынужден был слечь надолго. И даже в эти тяжелые дни он рвался к мольберту.

Но, увы, эта нетерпеливость была всего лишь кратковременной вспышкой энергии. Болезнь, уже полностью овладев телом художника, стала развивается с исключительной быстротой.

20 октября Мария сообщила сыну художника Полю, что ему следует приехать «так быстро, как только возможно».

Сезанн то проваливался в забытье, то приходил в сознание. В минуты просветления он беспрерывно твердил имя сына и смотрел на дверь, видимо, ожидая, что она вот-вот отворится и войдет его Поль. Но сын так и не появился. Глаза уже неподвижного Сезана продолжали смотреть на дверь.

Кстати, история, связанная с отцовством Сезанна, довольно необычна. Началась она в 1870 году. Недоверчивый бирюк, опасливо отступающий перед женщиной, дикарь, которого вид обнаженного тела волновал до головокружения, неожиданно поддался обаянию одной из своих случайных натурщиц. Высокую, белокурую, довольно красивую девушку с приятным лицом и черными задумчивыми глазами звали Мария-Гортензия Фике. Ей девятнадцать лет. Сезанну — тридцать один.

Сама она работала брошюровщицей и, чтобы немного пополнить скудный заработок, позировала художникам. Как натурщица, она имела одно очень важное, особенно для Сезанна, достоинство: она покорно выполняла все требования художника. Возможно, именно этой своей покорностью она и завоевала сердце Сезанна?

В самом начале 1872 года — 4 января — Гортензия родила мальчика. Сезан записал его под именем Поля Сезанна. С этого дня жизнь художника усложнилась: на свое холостяцкое содержание, положенное ему отцом, Сезанн теперь должен был содержать семью.

Но и это еще не все. Обстоятельства вынуждают художника эту сторону своей личной жизни скрывать от отца: Сезанн опасался, что отец, узнав об этой связи, совсем лишит его материальной помощи.

Восемь лет художник скрывал от родителя свою тайну. Чего только он для этого не придумывал. Но, как говорится, нет ничего тайного, что однажды не стало бы явным. Вскрыв очередное письмо к сыну, отец наконец-то узнал о незаконной его связи. Оскорбленный и торжествующий, Луи-Огюст пригрозил Полю урезать его содержание до ста франков в месяц. И в начале апреля он свое обещание сдержал. К счастью, о своем решении старик вскоре забыл.

А весной 1885 года случилось событие, которое полностью вывело отношения Сезанна и Гортензии из тени. Художник в это время неожиданно для себя влюбился в пышногрудую и разбитную служанку Фанни.

Однако, вскоре о его любовном приключении узнали родные. Не правда ли, странно быстрое разоблачение. А ведь связь с Гортензией он скрывал несколько лет. Возможно, Фанни настолько покорила и увлекла художника, что он потерял всякий контроль над своим поведением: влюбленные — слепы. Но, как бы там ни было, все немедленно ополчились против Сезанна.

В первую очередь незаурядную активность проявила Гортензия. К тому же, неожиданно ее сторону приняла Мария. Сестра больше не могла терпеть сумасбродств брата: незаконная связь, внебрачный ребенок, живопись, а тут еще эта, невесть откуда свалившаяся любовь. Нет, с нее хватит! Чтобы не допустить очередного скандала, Поль обязан жениться на Гортензии. И чем скорее, тем лучше.

Чтобы сохранить свое сокровище, свое неожиданное счастье, бурей захлестнувшее его, осветившее его дни, вернувшее ему частицу молодости и веру в жизнь, Сезанн попытался сопротивляться.

Но Марию оказалось не так-то легко провести. Она первым делом выгнала Фанни. Затем принялась за брата: она буквально по пятам следовала за ним, выслеживала, укоряла.

Жизнь Сезанна стала невыносимой. Отчаянно цепляясь за свою любовь к Фанни, не желая сдаваться, он, как загнанный, метался между Марией и Гортензией, пока не потерял самообладания и не сбежал в Париж к Ренуарам. Но Гортензия мертвой хваткой вцепилась в художника. И вскоре она тоже появилась в доме Ренуаров.

Не выдержав столь мощных атак, Сезанн сдался: 28 апреля 1886 года, спустя шестнадцать лет после знакомства с Гортензией, в мэрии Экса он, наконец-то, зарегистрировал с ней свой брак.

А буквально за три недели до этого события произошел разрыв отношений между Сезанном и его старинным другом Золя. Судьба распорядилась так, что Поль Сезанн и Эмиль Золя учились в одной школе. С тех пор и завязались между ними крепкие товарищеские отношения, со временем переросшие в настоящую мужскую дружбу.

В трудные минуты жизни они помогали друг другу не только словом, но и материально. Например, когда отец Сезанна узнал о связи сына с Гортензией и наполовину урезал ему помощь, Золя, тогда уже известный и обеспеченный писатель, неоднократно оказывал материальную поддержку своему другу.

А поводом для разрыва послужил роман Эмиля «Творчество», в котором, как показалось Сезанну, писатель под именем Клода Лантье показал судьбу самого художника. Разумом Сезанн понимал, что герой «Творчества» — это собирательный персонаж. Но чувства ему нашептывали другое: сочиняя, Золя, возможно, даже вопреки своему желанию, высказал то, что думал о картинах своего друга.

И самое страшное, что именно его, Сезанна, похоронил этот «краснобай». Он разделался с ним в два счета. «Да почиет в мире», — читал священник. «Аминь!» — отвечал мальчик-певчий.

Оскорбленный Сезанн, сжимая кулаки, ходил взад-вперед. И вдруг неистово заколотил кулаками по столу. Разочарование Сезанна в друге оказалось настолько глубоким, что он решился на разрыв.

«Дорогой Эмиль! Я только что получил «Творчество», которое ты мне любезно послал. Благодарю автора «Ругон-Маккаров» за память, прошу позволить пожать ему руку, вспоминая старые времена. Под впечатлением прошлых лет. Искренне твой Поль Сезанн».

Письмо Сезанна неловкое и безличное. Но на большее он не способен. Это было последнее послание, которое художник отправил своему другу.

На первый взгляд столь резкое решение Сезанна порвать дружбу с Эмилем объяснить довольно трудно. Тем более, что он и сам понимал, на каком шатком фундаменте держится его убежденность в том, что Клод Лантье и Поль Сезанн — одно и то же лицо. И все же он сделал это. Возможно, причиной стал его характер, точнее, одна странная черта в нем. Боязнь прикосновений. И не только прямых, но и косвенных, например, через печатное слово.








Предыдущая       Любовные истории       Следущая
comments powered by Disqus





Дружественные сайты: