Интересные сайты:



Страна глухонемых

Обычному человеку и представить, невозможно, во что превращается жизнь, когда в ней отсутствуют звуки. Однако есть на планете люди, которым приходится жить, обретая все, данное большинству из нас от природы, заново. Как же живут глухонемые в мире безмолвия?

Болезнь врождённая или приобретенная

Диагноз глухонемота, который ставят врачи, состоит на самом деле из двух болезней, одна из которых влечёт за собой другую. Основным недугом является глухота, вслед за которой происходит утрата навыков нормальной речи. Речь ребёнка формируется правильно только тогда, когда слух работает в полную силу. Главными в развитии речи являются первые три года жизни. Если слух у малыша отсутствует с рождения или нарушается в раннем детстве, нормально говорить он не сможет. Наступление глухоты в более позднее время (около 5-7 лет) уже не влияет на способность говорить, поскольку речевые навыки к этому времени закреплены.

Медики различают врождённую и приобретённую глухоту. Отсутствие слуха первого типа обычно возникает по следующим причинам: наследственность, в том случае, если болен хотя бы один из родителей; инфекции, передающиеся ребёнку ещё в утробе матери; близкое родство родителей ребёнка; отравление беременной женщины алкоголем, наркотиками или промышленными токсинами.

Глухота второго типа встречается гораздо чаще. Причины её появления могут быть такими: осложнения после воспалительных заболеваний (менингит, отит, корь, скарлатина); постоянное шумовое воздействие на органы слуха; прекращение передачи звука от внутреннего уха к мозгу; разнообразные медленнорастущие опухоли.

Родителям бывает сложно определить нарушение слуха у грудных младенцев, но поведение детей постарше уже достаточно ясно указывает на то, что они слышат хуже, чем здоровые малыши. Ребёнок с нарушениями слуха часто страдает ещё и нарушением речи, теряется в большой компании сверстников. Он также может жаловаться на звон в ушах — признак нарушения связи между слуховой системой и мозгом. Дети с прогрессирующей глухотой иногда имеют неразвитый вестибулярный аппарат, в темноте или с закрытыми глазами неминуемо теряют равновесие. Речь у таких детей обычно монотонная, с неверными ударениями и не подходящей к ситуации громкостью. Каждый из этих признаков — повод для дополнительного обследования ребёнка у специалистов.

Они говорят и поют руками

Казалось бы, общение с окружающим миром, с нормально слышащими и говорящими людьми и тем более между собой для глухонемых почти невозможно.

У них нет языковых границ

Страна глухонемых

Однако дело обстоит совершенно иначе. Человеческий организм устроен так, что отсутствие одной функции заменяется другими: те, у кого нарушены слух и речь, активно общаются с помощью «говорящего инструмента» — рук.

В беседах с помощью рук глухонемые используют две системы понятий. Одна из них имеет древнюю историю — это жестовая речь, которой пользовались уже в Античном мире. Греческий философ Платон описывал движения рук и тела, с помощью которых объяснялись его современники, лишённые речи. А в период Средневековья в одном из трудов святого Августина упомянут глухой, который изъяснялся жестами. Правда, о том, какие знаки включала древняя знаковая система, историкам ничего не известно.

В современном мире существует два типа знаков. Иконические, или индексные, напоминают о том предмете, который обозначают: автомашина показывается жестом, имитирующим поворот руля, стул глухонемой изобразит, сложив пальцы в самое настоящее сиденье. Произвольные знаки связи с тем, о чем сообщают, не имеют: например, нечто удивительное, потрясающее показывают, касаясь обоих ушей указательными пальцами.

Другой способ общения глухонемых — дактильная азбука — возник в 17-м столетии почти одновременно в Европе и Америке.

Принципы составления алфавита в разных частях света оказались сходными: каждый из знаков соответствовал одной букве алфавита. В русской азбуке букву «А» обозначает рука, сжатая в кулак, букву «Л» — опущенная вниз «вилка» из указательного и среднего пальцев, букву «Ы» — «коза» из указательного пальца и мизинца. Русская традиция предполагает при дактилировании использование одной руки, обычно правой. Но так делают не везде — например, в Великобритании дактилируют обеими руками сразу.

Два этих способа разговора обычно применяются вместе: жестовая речь выступает как основная, а при необходимости использовать имя собственное либо уточнить какое-то понятие к ней добавляется дактильный алфавит. Удивительно, но с помощью рук и набора знаков глухонемые не только говорят, но даже поют. Например, ансамбль из Калининграда «Поющие руки» с помощью мимики и жестов может передать то, что обычные артисты выражают голосом.

«Аз же яко глух не слышах»

Человечество во все времена относилось к глухонемым по-разному. В средневековой Европе христианская традиция формировала отношение к ним как к людям, лишённым Божьей благодати и представляющим опасность для остальных граждан.

В это же время на Руси отношение к «убогим» было иным: здесь, наоборот, полагали, что Господь особо любит обездоленных и даже может передавать через них свою волю. В законах и уложениях Владимира Крестителя, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха отмечено выделение средств на обеспечение немощных, обращается на них особое внимание Церкви. «Кровавый деспот» Иван Грозный, игравший в детстве с глухонемым братом Юрием, заняв российский престол, не забыл о нуждах убогих. В 1551 году он издал постановление, где прямо говорится о том, что забота о глухонемых лежит на государстве, княжеской власти и Церкви. В знаменитом Соборном уложении 1649 года социальной защите глухонемых посвящался специальный закон. Возможно, он не всегда строго исполнялся, однако подобных юридических прав лишённые слуха и речи граждане не имели ни в Древнем мире, ни в эпоху Возрождения в Европе.

Согласно указам Петра I, глухонемых детей собирали по всей империи и направляли в специальные воспитательные дома, которые были обязаны строить магистраты и крупные землевладельцы. Анне Леопольдовне, матери печально известного царевича Иоанна Антоновича, Россия обязана появлением системы «патронажа» глухонемых детей — частной опеки и попечительства над обделенными судьбой ребятишками. Вероятно, регентша приняла участие в этой проблеме потому, что у неё была глухая дочь Екатерина.

19-е столетие подарило империи специальные учебные заведения для глухонемых, первое из которых было организовано по приказу Александра I в Волынской губернии. У царя тоже имелись на то личные причины: сам государь был глуховат, и фаворитка Нарышкина родила ему внебрачного глухонемого сына. За первым учебным заведением возникло Санкт-Петербургское училище глухонемых под патронажем императрицы Марии Фёдоровны. Во всех этих учреждениях воспитывали и давали образование (общее и ремесленное) детям, не имевшим слуха с рождения либо утратившим его вместе с речью в раннем детстве.

Советское государство, которому нужны были здоровые и сильные строители коммунизма, обращало мало внимания на глухонемых. Однако их продолжали адаптировать к общественной жизни, обучать рабочим специальностям и так или иначе обеспечивать им социальную поддержку. В 2000 году Правительство Российской Федерации утвердило новую программу поддержки инвалидов, которая финансируется из госбюджета и должна улучшить качество жизни неслышащих граждан.

Международный день глухих

Несмотря на трудности коммуникации, которые каждый день преодолевают люди с потерей слуха, многое объединяет их, даже если они живут в разных точках земного шара. Например, знаковые языки для глухих имеют сходные черты, и с их помощью, скажем, глухонемой итальянец лучше поймёт собрата по недугу из Японии, чем нормально слышащие люди из тех же стран. Чтобы ещё облегчить общение, Всемирная федерация глухих создала международный язык для неслышащих под названием джестуно: в него входит около полутора тысяч наиболее популярных знаков из языков разных стран. Принцип его построения похож на принципы языка эсперанто.

Существует у глухонемых и собственный праздник — он отмечается ежегодно в последнее воскресенье сентября, начиная с 1951 года. Его проводит Международная федерация глухонемых, объединяющая в наши дни организации людей с потерей слуха и речи из 132 стран общей численностью более 70 миллионов человек. В этом году Международный день глухих выпадает на 27 сентября.

Акции и мероприятия, которые организуются в день праздника, рассказывают людям о тех, кто лишён полноценного контакта с миром, об их трудностях и способах им помочь, о том, что ещё предстоит сделать, чтобы жизнь глухонемых стала легче и меньше отличалась от жизни обычных граждан в разных странах.

Екатерина НОВГОРОДЦЕВА








Предыдущая       Статьи       Следущая




comments powered by Disqus





Дружественные сайты: