Интересные сайты:



Мёртвый песок жизни:

Пепел дней и ночей
В поисках вечной жизни
Рецепты вечной жизни
Тяжкая ноша бессмертия
Откровения о вечной жизни?
Смерти - смерть!

РЕЦЕПТЫ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ

♦ Возьмите жабу, прожившую 10 000 лет, и летучую мышь, прожившую 1000 лет, высушите их в тени, истолките в порошок и принимайте его,— советовала древняя восточная книга.

♦ Смешайте в измельченном виде золото, жемчуг, сапфир, изумруд, в том же виде добавьте рубин и топазы, красные и белые кораллы, слоновую кость, сандаловое дерево, корень алоэ, мускус, амбру и обязательно— сердце оленя,— рекомендовал личный врач папы Бонифация VIII.

♦ Возьмите человека, рыжего и веснушчатого, кормите его плодами до 30 лет, затем опустите его в каменный сосуд с медом и другими составами, заключите этот сосуд в обручи, герметически закупорьте его, через 120 лет тело обратится в мумию, принимайте как самое сильное средство, и результат вам обеспечен,— уверяли авторы древнеперсидской рукописи.

Фантастика? Литературный вымысел?

Нет, всего лишь несколько рецептов так называемых «эликсиров бессмертия» — красноречивых свидетельств того, сколь сильно всегда было желание человека обмануть смерть. Из века в век мечта о вечной жизни подвигала его на поиски рецепта, который обеспечил бы бессмертие тела и, быть может, позволил избежать степени одряхления свифтовских струльдбургов.

Каких только действительно фантастических усилий не предпринималось в этом направлении! Чего стоит только эксперимент безымянного французского ученого XV века, который в поисках эликсира сварил 2000 яиц, отделил белки от желтков и, смешивая их с водой, многократно перегонял...

Имя китайского императора Цинь Шихуана (III век до н. э.) вошло в историю еще и потому, что он посвятил жизнь поиску чудесного снадобья, продлевающего жизнь до бесконечности. Кстати, древний и средневековый Китай буквально пронизан верой в реальное существование этого сверхъестественного эликсира. Император не был исключением. Вот только один из его легендарных рецептов: смешать, а затем принимать дань-шу (киноварь), хун (ртуть), юй (яшма), гуй (корица), сун-е (сосновые иглы), сунцзы (семена сосны).

Цинь Шихуан испробовал, по всей видимости, десятки подобных рецептов, но, увы, цели своей не достиг. В своем нежелании умирать он дошел до того, что запретил говорить о смерти в его присутствии, тратя при этом огромные средства на поиски все новых и новых путей к вечной жизни — к вечному существованию в физическом теле. Он пытался заполучить волшебный гриб чжи, изображения которого можно было увидеть на древних рисунках в лапах мифического зайца, живущего якобы на Луне и толкущего там эликсир бессмертия.

Существует даже гипотеза о том, что гриб этот был ядовитым и обладал наркотическими галлюциногенными свойствами. В других источниках волшебный гриб жоуч-жи — это... карлики, и встречу с ними упускать нельзя. А «надо при помощи колдовства молча обойти их сзади ковыляющей походкой и схватить. Затем необходимо содрать с карлика целиком кожу и проглотить его. Вскоре после этого можно надеяться... живым вознестись на небо».

Обращался Цинь Шихуан и к духам — то с просьбами, то с требованиями и даже угрозами, прибегал к астрологии и магии, наконец, молил о бессмертии тех, кого в Китае называли бессмертными небожителями, тех, кому молва приписывала самые невероятные способности, например, творить реки и горы, ходить по воде и летать по воздуху, превращаться в зверей и деревья и т. п. Способности, которые, согласно всем верованиям, даровались на самом деле только праведникам — «добродетельным мужам».

Судя по всему, и эти поиски и мольбы императора ни к чему не привели — бессмертных небожителей разыскать не удалось. Не помогла, как рассказывают летописи, и встреча с Ань Цишэном, который, как говорили, в то время достиг тысячи лет со дня рождения.

Из тех же летописей мы узнаем, что жизнь императора превратилась в одно бесконечное стремление избежать смерти. Он казнил и задабривал, отправлял во все мыслимые концы света экспедиции, поощрял шарлатанов, достаточно было тем заикнуться, что они знают некий рецепт вечной жизни... Заметьте, он искал рецепт, средство, т. е. нечто внешнее, ничуть, видимо, не прислушиваясь к философам, утверждавшим, что путь к подлинному бессмертию лежит только через праведный образ жизни, через постоянное служение добру и через любовь.

Даже умер император во время очередного «мероприятия» на пути к личному бессмертию — когда в море уничтожали «злых духов, прикинувшихся акулами». Они якобы препятствовали поиску островов, где обитали бессмертные небожители, которые могли одарить императора Поднебесной способностью к вечной жизни.

Пройдут годы, столетия. Печальный опыт императора не остановит жаждущих «эликсира бессмертия». Через тысячу лет неистовое увлечение рецептами бессмертия возродится в Китае с новой силой, и по крайней мере пять императоров различных династий сойдут с ума, тяжело заболеют и даже умрут после неудачных попыток стать «воистину бессмертными существами». Например, в VIII веке император Сюаньцзун преждевременно скончался, приняв снадобье, приготовленное придворным лекарем в качестве «эликсира бессмертия».

В начале нашей эры император Ван Ман построил знаменитую Башню восьми ветров. 0 грандиозности постройки говорит ее стоимость — 10 000 кусков золота. И для чего? Чтобы на ее вершине некий «специалист по бессмертию», владевший «способом Хуанди», вырастил отраву бессмертия». Для этого он предварительно вымачивал семена «пяти злаков» в фантастической смеси из костного мозга журавля, толченых черепашьих панцирей, рогов носорога и яшмы.

Яшма вообще считалась самым благородным из минералов, а журавль и черепаха по традиции символизировали долгую жизнь и являлись спутниками бессмертных небожителей.

Кроме того, считалось, что башни могут привлечь самих небожителей, любящих посещать — в поисках целебных трав и чудодейственных минералов — вершины. Ближе к небу — ближе к Богам и к божественному бессмертию!

Закономерно, видимо, и то, что тот же Цинь Шихуан построил себе невероятную по масштабам гробницу — по сути, это большой подземный город, мавзолей, в строительстве которого, судя по «Историческим запискам» 212 года до н. э., принимали участие 700 000 человек. Вера в загробный мир была сильна, но, как видим, ничуть не мешала желанию достичь бессмертия на Земле.

Впрочем, дело не ограничивалось безумными поисками одних лишь императоров.

Например, даосская школа долголетия предложила всем, кто желает стать бессмертным, ступить на трудный путь, изменяющий привычный образ жизни: забыть о вине, мясе, рисе, даже овощах, употребляя в пищу только особые суфле из фруктов, орехов, коры и листьев, научиться правильно дышать по определенной системе и не забывать о соблюдении нравственных правил. Считалось, что путь в бессмертие лежит через 300 добродетельных поступков. Тот, кто овладел всем и все совершил, мог забыть о старости и смерти. Но был и другой, внешний вид бессмертия, путь к которому лежал через 1200 добродетельных поступков. Причем стоило совершить один-единственный проступок, противоречащий добродетели, чтобы все предыдущие усилия оказались перечеркнутыми.

Опыт индийских йогов мало в чем уступает многовековому опыту китайцев, но основывается он преимущественно на тренировке тела, на методиках саморегуляции и на правильном образе жизни.

Очевидно, что этические рецепты бессмертия в любом случае полезнее поисков чудодейственных эликсиров, так как подвигают человека на путь свершения добрых дел и полного отказа от зла.

Особо заметим именно это — понимание пути к бессмертию, даже недостижимому, как необходимости гармонического совершенствования и тела и души. Кстати, те же даосы никогда и не вели речь о мудреных рецептах, где бы смешивались самые диковинные компоненты...

Что ж, Свифт был прав — получается, что люди стремятся к физическому бессмертию всеми возможными и невозможными способами. Хотя верно и другое — чаще всего речь идет все-таки о том или ином продлении жизни, даже если проблема формулируется глобально — как «достижение физического бессмертия отдельного человека».

Разве не приходилось вам читать или слышать об опытах современных ученых, пытающихся буквально в пробирках получить все тот же «эликсир бессмертиям? Сыворотка И. И. Мечникова и А. А. Богомольца, сыворотка швейцарца П. Ниганса, эксперименты с маточкиным молочком пчел, препарат НРВ — нефтяное ростовое вещество, разнообразные гормоны (например, удачные опыты с тимозином)...

Наконец, опыты по искусственному снижению температуры тела, так как теоретически доказано, что если снизить температуру тела человека всего на два градуса, то продолжительность его жизни должна возрасти до 200 лет. По этим расчетам при температуре тела 33 градуса человек прожил бы до 700 лет. Как тут не помечтать о «вечной жизни»? Ученые даже подсчитали, что, по всей видимости, к 2020 году на практике будут применяться около сорока различных способов продления жизни.

Так, может быть, есть смысл в поисках средств, укрепляющих человеческий организм и тем самым продлевающих его жизнь? Может, это разумнее, чем желать абсолютного бессмертия, да еще для всех?

Иначе получается, что усилия иных современных исследователей мало чем отличаются от фанатичных попыток китайских императоров, разве что методика поиска совсем другая...

Есть еще одна серьезная проблема, связанная с применением возможных «эликсиров бессмертия».

Предположим, что мы обнаружили некий чудодейственный гормон и стали с его помощью продлевать жизнь человека, рассчитывая делать это сколь угодно долго. Но кто может сказать, не наносим лн мы при этом человеку какой-либо косвенный вред, вторгаясь в естественный ход его жизни? Может, не случайно, что в нас, как говорят ученые, заложен некий механизм — «часы жизни», и ведь законы действия этих часов нами до сих пор не изучены и не поняты. Не принесем ли мы непоправимый ущерб человеку, его личности, его судьбе, в конце концов, грубо вторгаясь в работу этих самых «часов»?

Конечно, это не призыв отказаться от разработок средств совершенствования и укрепления своего организма. Ведь еще знаменитый врач Средневековья Парацельс писал: «Нет ничего, что могло бы избавить смертное тело от смерти, но есть нечто, могущее отодвинуть гибель, возвратить молодость и продлить короткую человеческую жизнь».

К мнению Парацельса Гогенгейма следовало бы прислушаться. Еще в начале XVI века этот человек по сути дела реформировал всю тогдашнюю медицину, искусно соединив традиции древних со знанием алхимии и с невероятной интуицией. Этот «Мастер эликсира жизни и философского камня», как называли его некоторые современники, многое мог бы поведать нам о том «волшебном знании», которым обладал и с помощью которого «мертвых поднимал с постели», излечивая не только от обычных болезней, но и от проказы, холеры, рака. По некоторым слухам, его единственный ученик Соломон Трисмосин прожил 150 лет, благодаря полученным от учителя знаниям. Сам великий врач был убит подосланными к нему наемными убийцами.

Долголетие само по себе не такая уж невиданная диковинка.

Действительно, вспомните хотя бы китайца Ли Цаньюна, умершего в 1936 году. Он оставил после себя вдову, бывшую, согласно записи, ... 24-й его женой. Ли родился в... 1690 году, а значит, если верить документам, прожил 246 лет. Достоверно известно, что никаких эликсиров» он не принимал.

Широко известны примеры кавказских долгожителей. А вот полуанекдотичный случай — о том, как в 1654 году кардинал д'Арманьяк встретил на улице плачущего 80-летнего старика. На сочувственные расспросы кардинала старик ответил, что его побил отец. Кардинал выразил желание увидеть отца — ему представили очень доброго старика... 113 лет. «Да, я побил своего сына,— заявил он,— за неуважение к деду. Он прошел мимо него не поклонившись». В этом же доме кардинал обнаружил другого старца, которому было 143 года. То, что долголетие может быть наследственным, приметой отдельной семьи, известно давно.

В той же Англии известен господин Томас Парр, переживший девять королей и живший с пятнадцатого века по семнадцатый. Так распорядилась судьба, хотя прожил он всего... 152 года и 9 месяцев. Что интересно, умер Парр от воспаления легких, а не от старости как таковой.

Греческий жрец Эпинемид прожил 300 лет. Безымянный житель Илларии — 500 лет. Хирург Политиман— 140 лет. Турок Заро Ага — 156 лет. Список на самом деле может быть очень солидный. Хотя многие историки-формалисты считают, что из тех случаев, что подтверждены строго документально, можно восхищаться только японцем Идзуми, который прожил 120 лет и 137 дней.

Другой вопрос вот в чем — обрели ли долгожители (тот же Ли Цаньюн и его «коллеги») что-то такое, что делает их жизнь более счастливой и полноценной по сравнению с другими землянами? Имеют ли они какое-то принципиальное преимущество по сравнению с нами?

Давно замечено, что долгожители — это, как правило, люди, которые никогда или очень редко злятся, не завидуют, не исходят ненавистью или досадой, они умеют радоваться жизни, с благодарностью встречают каждый новый день. Они умеют радоваться счастью и успеху другого человека, они не эгоисты. Словом, добрые чувства и добродетель в них откровенно преобладают.

Вывод, казалось бы, прост: долголетие — это следствие счастливой жизни.

Знаменитый психоневролог В. М. Бехтерев когда-то заметил, что цель общества не в обретении «неумирания», а в «создании высшего в нравственном смысле человеческого существа».

Предыдущая      Статьи       Следущая




comments powered by Disqus

Содержание:

Мёртвый песок жизни
Свет в конце тоннеля
Смерть - это рождение, рождение - это смерть
Колесо жизни и смерти
Связь миров
Смерть, зачем ты нам дана?
Исскуство умирать
В присутствии смерти













Дружественные сайты: