Интересные сайты:



Смерть, зачем ты нам дана?

Смерть без покрывала
Вместо смерти был свет
Смерть - пробуждение?
Смерть, зачем ты нам дана?
Где нет ни холода, ни страха
Что такое смерть?
Необходимый момент жизни
Жизнь перед лицом смерти
Смерть или бессмертие?
Учитель жизни и учитель смерти
Перед лицом смерти. Чаша с ядом
Крест на Голгофе
Всё существующее преходяще
Каббала о смысле смерти
Учись ныне умирать
Живые и мёртвые. Можно ли обмануть смерть?
О душе и бессмертии. Что такое душа?
Рождённые дважды
Душа - причина жизни и смерти?
В последний путь
Обряд - что это?
И вечная память...
Праздники... смерти
Послушай, Бог

О душе и бессмертии. Что такое душа?

«Праздники в честь умерших, приношения и возлияния на их могилы, вера в явление мертвецов и множество других преданий ярко свидетельствуют, что наряду с другими языческими племенами и славяне были убеждены, что там — за гробом — начинается новая жизнь, и имели о ней свои довольно подробные, хотя и не строго определившиеся представления»,— писал литературовед и фольклорист А. Н. Афанасьев (1826 — 1871).

«Душа есть нечто отдельное от тела, имеющее свое самостоятельное бытие. Тело есть жилище живого духа, та временная оболочка, в которую он заключается при рождении дитяти и которую покидает при кончине человека». В этом были убеждены наши предки, и на этом строили они свою веру в личное бессмертие. При этом само понятие «душа» как основное (и бессмертное, т. е. переживающее жизнь физического тела) «Я» человека наделялось рядом весьма символичных характеристик.

Душа — огонь. Жизнь есть «горение внутреннего пламени» (сравните с выражением «погасла (или угасла) жизнь». «Горячее», «теплое», «пылкое» — все эти эпитеты приложимы к чувствам живого человека. 0 любви, вражде и злобе, например, говорят, что они «разгорались» и «погасли».

Будем иметь в виду, что язык народа — это еще и выражение определенных философских воззрений. Поэтому разговор о словах и терминах всегда будет еще и размышлением о скрытых в них представлениях о природе человека и устройстве мира.

Древние греки, кстати, изображали Смерть с потухшим факелом: «гений смерти» опускал зажженный факел, и по мере того как угасало пламя, мерк и свет жизни самого человека.

Интересны взаимоотношения слов «огонь» и «воскресать». На первый взгляд, попытка найти смысловую связь может поставить в тупик. Но связь есть. «Воскресать» — от старинного «крес» — огонь (кресало, кресиво — огниво; вспомните известную сказку Андерсена «Огниво», кресать — высекать искры) буквально означает «возжечь пламя». Значит, в переносном смысле восстановить погасшую жизнь.

Другое сравнение: слово «мор» (один из синонимов «смерти») лингвистически (а значит, и по смыслу) связано со словом «мрак» (т. е. отсутствием огня). Глагол «гасить» часто употребляется в смысле «истреблять», «уничтожать». Вспомните привычное выражение «огонь жизни».

В соответствии с этими представлениями можно говорить о том, что физическое тело есть «оболочка», а ее наполнение — это «душа», огонь — подлинная жизнь человека.

Душа — звезда. Очевидна связь представления о душе как об огне с представлением о душе как о звезде, ибо звезды ранее считались искрами огня. Смерть уподобляется падающей звезде, которая угасает, падая.

«Каждый человек получил на небе свою звезду, с падением которой прекращается его существование; если же, с одной стороны, смерть означалась падением звезды, то с другой — рождение младенца должно было означаться появлением или возжжением новой звезды» (А. Н. Афанасьев).

Сюжет из Нового Завета и стихи Бориса Пастернака, посвященные этому сюжету о том же: появление Вифлеемской звезды в момент рождения Иисуса Христа — факт, подтвержденный расчетами современных астрономов, в частности английских — Д. Кларка, Д. Паркинсона, Р. Стефенсона.

Можно вспомнить и об еще одной древней системе знаний — астрологии, также связывающей рождение и смерть человека со звездами.

Падающая звезда считалась в русском народе знаком чьей-либо смерти: глядя на падающую звезду, обычно говорят: «Кто-то умер», «Чья-то жизнь покатилась». Не здесь ли следует искать истоки славянского поверья, согласно которому, указывая на звезды пальцем, можно навредить живым людям.

Душа — воздушное существо (или ветер). Сравните смысл однокоренных русских слов: душа, дышать, воз (вз)- дыхать, дыхнуть, дух (ветр), дуть, дунуть, духом (быстро, скоро), воз-дух, воз-дыхание, вздох...

Вспомните Ветхий Завет (Книгу Бытия), где речь идет о сотворении мира и человека и где говорится о дыхании Бога как источнике жизни для первых людей, Адама и Евы. Дыхание есть рождение человеческой души. Душа понимается как часть духа. Согласно Библии, Дух Божий бессмертен, как и сам Бог. Стало быть, бессмертна и человеческая душа. Такова логика библейских символов, удивительно совпадающая с логикой представлений языческих славянских народов (через символику языка).

Примем во внимание то, что наш язык не случайный набор звуков, механически произносимых нами. Язык- это всегда определенный смысл, вполне определенное понимание жизни. В языке нет ничего случайного и лишнего/ Глаголы «из-дыхать, за-душить, за-дохнуться» могут означать «умереть», т. е. лишиться жизни.

Об умершем говорят: «Он испустил последнее дыхание» или «дух». И наоборот, глагол «отдыхать» (отдохнуть) употребляется в смысле «выздороветь», «возвратиться к жизни» (по версии А, Н. Афанасьева).

Вспомним одно их самых древних поверий: душа, разлучаясь с телом, вылетает из уст вместе с последним вздохом умирающего.

В русской иконописной традиции душу часто изображают в образе младенца, который исходит из уст умирающего и улетает на небо или возносится туда ангелами. Достаточно вспомнить знаменитую икону «Успения Богородицы».

«Успение» — это тихий сон. Окончен земной путь Девы Марии, матери Иисуса Христа. По преданию, сам Иисус пришел забрать душу матери туда, где нет зла и несправедливости, где тьма не заслоняет Света и Добра.

Икона удивительно светло передает этот христианский сюжет: в ней нет ни одной детали, которая напоминала бы о земной материальности происходящего, легкие, невесомые фигуры символизируют души — «тела небесные», а не земные. Сама Мария буквально парит в воздухе, что подчеркнуто изысканным изгибом ее лежащей фигуры, подобным изгибу парящего птичьего пера. Столь же легки ткани, покрывающие невидимое ложе. Такое впечатление, что некие энергетические потоки поддерживают в воздухе ложе с телом Богородицы. Душа Марии изображена новорожденным младенцем. «День смерти больше дня рождения»,— гласит христианская мудрость.

Апостол Фома опоздал на похороны Богородицы и yговорил открыть гробницу — чтобы проститься... Гробницу открыли, но в ней нашли лишь поясок с одежды погребенной — символ прекрасный и не случайный: невозможны расклад и тление великой души. Душа бессмертна.

Между прочим, начиная с XIII века, европейская иконография в целом и особенно надгробная иконография ясно свидетельствуют о том, что люди того времени понимали смерть именно как отделение души от тела. Душу чаще всего изображали в виде нагого младенца, иногда в пеленках... Умирающий выдыхает душу изо рта, и ее подхватывают и пеленают белым полотном два ангела, унося затем к вратам рая» (констатирует французский историк Ф. Арьес).

«Как девять месяцев прячет нас материнская утроба, приготовляя, однако, жить не в ней, а в другом месте, куда мы выходим, способные уже дышать и существовать без прежней оболочки, так за весь срок, что простирается от младенчества до старости, мы зреем для нового рождения. Нас ждет новое появление на свет и новый порядок вещей. Без такого промежутка нам не выдержать Неба. Так не страшись, прозревая впереди решительный час он последний не для души, а для тела... Тот день, которого ты боишься, как последнего, будет днем рождения к вечной жизни» (Сенека. «Нравственные письма к Луцилию»). 0 сходстве смерти и рождения говорили многие. Известны древнеславянские представления о том, что смерть — это «второе рождение», рождение души для новой жизни, «загробной», «замогильной», потусторонней.

Еще одно представление, связанное со смертью: тень как бестелесный образ умершего, т.е. обозначение его «бестелесной, души», которая, лишившись по смерти физического тела (оболочки), приобретает качественно иные свойства (прозрачность, вездесущность и т. п.). Помните традиционное для всей мировой культуры выражение — «тени умерших»?

А это эпизод из Гомера: Одиссей, посетивший царство мертвых, пожелал обнять тень своей матери, три раза устремлялся он к ней, и трижды она проскальзывала между его рук, как воздух. Иными словами, душа имеет новое качество — прозрачность для мира земного, физического.

Греки и римляне считали, что друзья и родственники являются после смерти к постели близкого им человека именно как тени, «чтобы он в сновидениях мог проводить с ними время» (еще одно «иное» качество «бестелесной души», позволяющей ей свободно и невидимо перемещаться в пространстве, обратите внимание — именно в «пространстве сновидения»).

Что касается сновидений, то здесь можно сослаться на верования, согласно которым душа в течение жизни временно расстается с телом человека и потом снова возвращается в него: «такое удаление души обыкновенно бывает в часы сна, так как сон и смерть — понятия родственные».



Предыдущая      Статьи       Следущая




comments powered by Disqus

Содержание:

Мёртвый песок жизни
Свет в конце тоннеля
Смерть - это рождение, рождение - это смерть
Колесо жизни и смерти
Связь миров
Смерть, зачем ты нам дана?
Исскуство умирать
В присутствии смерти











Дружественные сайты: