Интересные сайты:



Смерть, зачем ты нам дана?

Смерть без покрывала
Вместо смерти был свет
Смерть - пробуждение?
Смерть, зачем ты нам дана?
Где нет ни холода, ни страха
Что такое смерть?
Необходимый момент жизни
Жизнь перед лицом смерти
Смерть или бессмертие?
Учитель жизни и учитель смерти
Перед лицом смерти. Чаша с ядом
Крест на Голгофе
Всё существующее преходяще
Каббала о смысле смерти
Учись ныне умирать
Живые и мёртвые. Можно ли обмануть смерть?
О душе и бессмертии. Что такое душа?
Рождённые дважды
Душа - причина жизни и смерти?
В последний путь
Обряд - что это?
И вечная память...
Праздники... смерти
Послушай, Бог

Душа - причина жизни и смерти?

«Душа есть тонкий, невещественный человеческий образ, по своей природе нечто вроде пара, воздуха или тени. Она составляет причину жизни и мысли в том существе, которое она одушевляет. Она независимо и нераздельно владеет личным сознанием и волей своего телесного обладателя в прошлом и настоящем. Она способна покидать тело и быстро переноситься с места на место, большей частью неосязаемая и невидимая. Она... (может) являться людям спящим и бодрствующим». Так писал выдающийся английский историк и этнограф Эдуард Бернетт Тайлор (1832 — 1917) после многолетних кропотливых исследований примитивных культур Америки, Африки, Океании. Им были собраны сотни легенд, мифов, преданий.

По Тайлору, понятие «душа — внетелесная сущность» объединяет очень многие культуры — от первобытных до цивилизованных. Это учение наиболее отвечает непосредственному свидетельству человеческих чувств. При этом вера в существование бессмертной души — одна из вечных идей и в психологии современного цивилизованного мира.

Сравните некоторые лингвистические наблюдения ученого с тем, что мы уже узнали:

«У тасманийцев одно и то же слово обозначает понятия «дух» и «тень». Индейцы алгонкинского племени называют душу «отахчук», что значит «его тень». На языке кичэ слово «натуб» значит и «тень», и «душа». Аравакское «уэха» значит «тень», «душа» и «образ». У зулусов слово «тунзи» — это и «тень», и «дух», и «душа».

«Западные австралийцы употребляют одно и то же слово «вауг», когда говорят о «дыхании, духе и душе». Малайцы считают, что душа умирающего выходит через его ноздри, а яванцы употребляют слово «науа» для обозначения таких понятий, как «дыхание, жизнь и душа». На языке индейцев петела в Калифорнии «питус» значит «жизнь, дыхание, душа» и т. д. и т. п.».

Вряд ли можно объяснить случайным совпадением такое удивительное сходство слов и определений, которыми пользуются народы столь различных культур. Или это предположение — интуитивная догадка о том, как устроен человек? А может быть, все дело в человеческой психологии и единообразии его восприятия тех или иных явлений?

Заметим, что в мире нет одного универсального взгляда на эти проблемы. Всеми принимается, пожалуй, лишь одна идея — взгляд на мир как на загадку и великую тайну.

«Понятие о душе как дыхании,— пишет, например, Э. Тайлор,— может быть прослежено в семитической и арийской этимологии и доведено, таким образом, до главных источников мировой философии».

Поразительно, но индейцы Флориды вполне поняли бы, почему ближайший родственник древнего римлянина наклонялся над его смертным одром: чтобы вдохнуть в себя его последний выдох. Эта картина не удивила бы и тирольского крестьянина, уверенного, что душа доброго человека в виде белого облачка слетает с его губ при смерти.

Можно предположить, что самой древней и самой устойчивой в веках и народах является теория, рассматривающая все жизненные проявления как активность души, а многие из физических и умственных состояний человека объясняющая через какие-либо изменения той же самой души.

В первую очередь этот подход относится к смерти человека, понимаемой в контексте данной теории как момент ухода души из физического тела.

Согласно исследованиям того же Тайлора, понятие «душа» есть закономерный ответ человека, стоящего на «низшей ступени культуры», на вопрос, что же составляет разницу между живущим и мертвым телом и что является причиной бодрствования, сна, экстаза, болезни и смерти. Наличие же души объясняет и то, и другое, и третье, и закономерно приводит к выводу, что «смерти нет и быть не может, ибо душа продолжает свое существование».

Интересно, что алгонкинские индейцы (Северная Америка) в тех случаях, когда мы говорим, что человек был болен и выздоровел, в отличие от нас употребляют выражение «он умер и вернулся», имея в виду, что причиной болезни была краткая отлучка души.

Заметим и то, что во многих верованиях прочитываюся смутные предположения о том, что душа материальна, хотя материальность эта, конечно же, иного рода. Достаточно приглядеться к некоторым обрядам. Китайцы, например, делали отверстие в кровле для выхода души умирающего. В Европе когда-то было принято отворять окно или дверь для отлетающей от тела души. Древние ирокезы оставляли отверстия в гробах и могилах, чтобы «тоскующая душа» могла посещать тело. У многих народов существует поверье, что души умерших ощущают физические удары и толчки.

В других вариантах древних поверий душа описывается как «тонкая, воздухообразная часть тела», «бледная и нежная», и тот, кто вознамерится ее схватить, не почувствует ничего, ибо «душа не имеет ни мяса, ни костей, ни нервов, она — просветленное тело».

«Туманные, неуловимые» души людей способны после смерти странствовать по земле, летать и отправляться в загробный мир». Эти представления перешли в религии и богословские трактаты цивилизованных народов Европы, где продолжали развиваться идеи об особом «тонком веществе, недоступном зрению или осязанию», из которого состоит бессмертная душа человека.

Например, христианская церковь выстраивает всю этику, которой должен руководствоваться человек в своей жизни, исходя именно из постулата существования души. Сравните представления древних с утверждением христианского мыслителя Евагрия Монаха: «Душа есть субстанция живая, простая, бестелесная, невидимая для телесного зрения, бессмертная и одаренная умом и разумом. Что око в теле, то ум в душе».

Душа как особая субстанция, которая обладает иной материальностью и потому обладает какими-то немыслимыми свойствами, в том числе и бессмертием. Сегодня это не только народные традиции и верования, не только сугубо религиозные толкования, но и предмет научных исследований. Опыты проводятся в лабораториях и десятках научных институтов многих стран. Душу «взвешивают» и даже фотографируют с помощью специальной аппаратуры.

В массовом сознании глубоко укоренилось убеждение, что сознание и психика являются функцией мозга и исчезают со смертью физического тела. Однако это убеждение, сформированное прежде всего системой образования и считающееся само собой разумеющимся, так и не доказано наукой со всей очевидностью. Более того, накоплено oгромное количество фактов, не укладывающихся в эту привычную схему. И кто знает, быть может, близок час, когда все народные, мифологические и религиозные представления о душе обретут совсем иной смысл.


Предыдущая      Статьи       Следущая




comments powered by Disqus

Содержание:

Мёртвый песок жизни
Свет в конце тоннеля
Смерть - это рождение, рождение - это смерть
Колесо жизни и смерти
Связь миров
Смерть, зачем ты нам дана?
Исскуство умирать
В присутствии смерти











Дружественные сайты: