Интересные сайты:



Смерть, зачем ты нам дана?

Смерть без покрывала
Вместо смерти был свет
Смерть - пробуждение?
Смерть, зачем ты нам дана?
Где нет ни холода, ни страха
Что такое смерть?
Необходимый момент жизни
Жизнь перед лицом смерти
Смерть или бессмертие?
Учитель жизни и учитель смерти
Перед лицом смерти. Чаша с ядом
Крест на Голгофе
Всё существующее преходяще
Каббала о смысле смерти
Учись ныне умирать
Живые и мёртвые. Можно ли обмануть смерть?
О душе и бессмертии. Что такое душа?
Рождённые дважды
Душа - причина жизни и смерти?
В последний путь
Обряд - что это?
И вечная память...
Праздники... смерти
Послушай, Бог

И вечная память...

«Чествование при погребении умершего было вменяемо в священную обязанность, какая назначалась природою, божеством и волею самих умерших»,— отмечает известный исследователь народных традиций М. Забылин,— ибо в основах и самой древней из религий было то, что по смерти смертного остается навсегда нечто такое, что связывает мир внешний с миром духовным».

По верованиям римлян, тени, т.е. души умерших, три раза в году являлись на землю: в конце августа, начале октября и ноября. Дни таинственного общения мертвых с живыми считались священными. В это время не предпринимали никаких важных дел. Дни поминовения до сих пор существуют в календаре практически всех народов. Сохранилась традиция приносить в эти дни на гробницы вино, мед, масло, яйца, плоды и цветы — для людей, уже ушедших из жизни.

«Обыкновение делать пирования в честь усопших» было общим у всех языческих народов. Во многих странах сохранялся обычай «пировать на могилах умерших родственников». Например, по древним немецким обычаям, наследник должен был выставлять у себя в окошке «те кушанья, которые любил усопший». У литовцев оставляли рюмку водки (или стакан воды) и клали по кусочку «всех кушаньев, приготовленных в честь воспоминания умерших родственников и знакомых». Из легенд и летописей известно о тризнах древних славян в память об умерших. Византийские летописи упоминают об одной такой тризне VI века, во время которой греки напали на дружину славян и победили ее только потому, что удачно выбрали время для атаки.

Существует предположение, согласно которому христианские поминки не что иное, как «остатки обряда поминовения мучеников, трапезы любви, искаженные впоследствии злоупотреблением».

В книге пророка Иеремии в качестве самой страшной угрозы сказано: «И умрут великие и малые на земле сей, и не будут погребены, и не будут оплакивать их, ни терзать себя, ни стричься ради них. И не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешении об умершем; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их» (Иеремия.16,6 — 7).

Эллины считали, что все наши чувства и мысли - «эйдосы» — материальны, что они буквально витают в воздухе, надо только уметь их улавливать. Об этом писали Платон и Аристотель: личностный «эйдос» живет до тех пор, пока живущие помнят об умершем. Отсюда уверенность, что память о тех, кто умер, очень важна для сохранения и развития всего жизнеустройства. Отношение к умершим, то, как живые чтят память усопших, — это вечный нравственный критерий. Старинные обряды, какими бы нелепыми они порой нам ни казались, всегда были проявлением житейской мудрости.

Еще святой Августин удивлялся неверию и суеверию «тех, которые ставят на гробы покойников кушанья или питье в том убеждении, что души усопших вкушают оные приношения». Видимо, уже тогда более мудрые люди предполагали, что «за гробом» душа приобретает совсем иные свойства и не нуждается в обычной земной пище. Но очевидно и то, что традиционные обряды воспитывали уважительное отношение к смерти, т. е. формировали индивидуальную этику. И уважение к ушедшим из жизни всегда было естественной частью общественной морали.

Ритуалы через свою символику говорили всё о том же: смерть — это переход в «бессмертную область».

«По мнению наших поселян,— писал А. Н. Афанасьев,— душа усопшего после разлуки своей с телом до шести недель остается под родною кровлей, пьет, ест, прислушивается к проявлениям печали своих друзей и родичей и потом улетает на тот свет». Принятую у нас традицию поминовения — три, девять, сорок дней, год после смерти и далее ежегодно — поддерживает и православная церковь. Очень ценно, что кроме совета верующим молиться за души умерших им одновременно вменяется в обязанность творить во имя их добро (важный нравственный посыл, безусловно формирующий лучшие качества человека).

Христиане считают, что душа покидает тело на девятый день, а на сороковой день решается ее дальнейшая судьба: куда она попадет — в рай или ад...

Вместе с молитвами об усопших отправлялись кормы, или поминальные обеды. Таких было по желанию родственников и семейных не менее двух и не более четырех: в 3, 9, 12-й и, наконец, очистительный в 40-й день или день сорочины; в этот же день снимался траур. Чаще всего поминали три раза: толковали, что троекратное поминовение совпадает с переменами, которые испытывает тело покойника в гробу: в третий день изменяется образ, в девятый распадается тело, в сороковой истлевает сердце. Затем это трехкратное поминовение совпадает с верованием о путешествии души на том свете: в третий день ангел Господень приводит душу на поклонение к Богу. «Якоже боготь царя земного послани будуть воины привести некоего и связавши его, поведають ему повеление царево, трепещеть же и держащихь и ведущихь его немилостиво к путному шествию, аще ангелы отъ Бога послани будуть пояти человечу».

С третьего дня начинаются путешествия души с ангелом, который показывает ей блаженство рая и муки ада. В девятый день ей дается отдых: душа, сохраняя еще земные привязанности, слетает то к дому, где жила с телом, то к гробу, где лежит тело, в котором была заключена душа - доброжелательная посещает место, где «она имела обычай делать правду». Тогда же «душе грешной указывает ангел места, где она согрешала. Наконец, в сороковой день душе назначается место по заслугам».


Предыдущая      Статьи       Следущая




comments powered by Disqus

Содержание:

Мёртвый песок жизни
Свет в конце тоннеля
Смерть - это рождение, рождение - это смерть
Колесо жизни и смерти
Связь миров
Смерть, зачем ты нам дана?
Исскуство умирать
В присутствии смерти











Дружественные сайты: