Интересные сайты:



В присутствии смерти

Между жизнью и смертью
Маска смерти
«Оно» похоже на смерть
Земного здесь пропал и звук
Преодоление смерти
Человек и чума. Триумф смерти
У общей смертной ямы
Коса смерти и закон вечной жизни

Маска смерти

Эдгар По пытается нарисовать облик смерти, этого невероятного и одновременно неизбежного врага рода человеческого.

«Гость был высок ростом, изможден и с головы до ног закутан в саван. Маска, скрывавшая его лицо, столь точно воспроизводила застывшие черты трупа, что даже пристальный и придирчивый взгляд с трудом обнаружил бы обман... Одежда его была забрызгана кровью, а на челе и на всем лице проступал багряный ужас». Таков облик смерти в рассказе «Маска Красной смерти».

«Теперь уже никто не сомневался, что это Красная смерть. Она прокралась, как тать в ночи... потухло пламя в жаровнях, и над всем безраздельно воцарились Мрак, Гибель и Красная смерть».

Смерть всесильна. Извечен страх человека (даже не страх — yжаc!) перед ней. Не случайно, как заметили многие исследователи, По помещает своих героев в какое-нибудь замкнутое, отьединенное от мира пространство, где они, словно в гробу, остаются один на один со своими страхами (это может быть камера пыток, колодец, подземелье, старое, всеми забьггое поместье, угрюмый, разрушающийся дом - рассказы «Падение дома Ашеров», «Лигейя», «Морелла», «Колодец и маятник», «Береника», «Бочонок Амонтильядо»). Замкнутое психологическое пространство невольно «опрокидывает» человека в самого себя, его собственное сознание становится единственным объектом и субъектом анализа. Там, в глубинах человеческого сознания, вне пространства и вне времени, ищет Эдгар По «портрет смерти».

Ищет и находит, и не только в романтическом ореоле мистики, но и в глубине сложных философских построений. Пример тому — его трактат «Эврика», где писатель, по собственному признанию, говорит о предметах «физических, метафизических, математических — о материальной и духовной Вселенной: о ее сущности, происхождении, сотворении, ее современном состоянии и грядущей судьбе». Помимо сложной космогонии, идей происхождения и развития Вселенной здесь идет разговор и о смысле смерти, прежде всего о бессмертии души, философские гипотезы американского писателя отличаются от привычных религиозных взглядов. Добавьте к этому странные произведения, вышедшие из-под пера По, в жанре «разговоров» и «бесед», где действуют существа, которые до своей смерти были людьми, а затем обрели вечное существование в ином мире. По сути, это некие слова, услышанные чутким ухом писателя «оттуда» — из миров, закрытых для обычного человеческого зрения и слуха («Разговор Эйрос и Хармионы», «Беседа Моноса и Уны», «Сила слова).

Что же такое смерть по Эдгару По? Ответ и прост и сложен.

«Смерть — это новое рождение». Эта идея и есть выход из беспросветного ужаса перед неизбежным «ликом Красной смерти». Писатель делает удивительную попытку показать ощущения человека и процесс трансформации сознания ПЕРЕД смертью, В МОМЕНТ смерти и ПОСЛЕ смерти.

Эдгар По, совсем в духе теософии, провозглашает материальность Бога, Души, Мысли, Потусторонней жизни, предположив различные формы и способы существования материи.

«Я перестал дышать. Пульс затих. Сердце не билось... Веки, бескровные и прозрачные, не препятствовали зрению... слух, хотя и крайне возбужденный, не менял своей природы, оценивая реальные звуки с удивительной точностью... И это воистину была смерть, о которой стоявшие рядом почтительно говорили шепотом» («Беседа Моноса и Уны»).

«Слышался также звук, подобный стону, несколько напоминающий отдаленный рокот прибоя, но более длительный... И тогда из обломков и хаоса обычных чувств как бы возникло во мне шестое, совершенное... это было первым шагом вневременной души на пороге временной Вечности».

Предыдущая      Статьи       Следущая




comments powered by Disqus




Содержание:

Мёртвый песок жизни
Свет в конце тоннеля
Смерть - это рождение, рождение - это смерть
Колесо жизни и смерти
Связь миров
Смерть, зачем ты нам дана?
Исскуство умирать
В присутствии смерти











Дружественные сайты: