Интересные сайты:



На тот свет на жёлтом такси


Научные исследования посмертных видений все же не дают ясного представления, что нас ожидает на том свете. Американский психиатр Раймонд Моуди в изданной в семидесятых годах XX века книге «Жизнь после жизни» привел подробные рассказы о переживаниях людей, находившихся на грани жизни и смерти. Автор сделал вывод: представители всех рас и наций покидают этот мир одной и той же дорогой.

Вслед за Моуди другие исследователи, анализируя рассказы людей о пережитом ими в состоянии клинической смерти, старались привести содержание их рассказов «к общему знаменателю». Этот стереотип уже широко известен: мы легко покидаем свое бренное тело и без сожаления поглядываем на него сверху вниз, а потом устремляемся через длинный тоннель к лучистому свету. Мы радостно встречаемся с умершими родственниками и друзьями, просматриваем свою жизнь, словно видеозапись...

Однако опросы людей, выведенных из состояния клинической смерти, доказывают, что их «путь на тот свет» никогда не совпадает с этой схемой во всех деталях. Образ жизни шофера такси из Нью-Йорка сильно отличается от жизни индийской крестьянки, и их предсмертные видения тоже не одинаковы.

Глубокий личный опыт в момент умирания может преображаться в яркие образы, а это значит, что в некоторых клетках головного мозга жизнь теплится, вероятно, минут на 15 дольше, чем принято считать.

Немецкие социологи из Университета Констанца обобщили опыт многолетних наблюдений за пациентами клиник Германии и Швейцарии, перенесшими клиническую смерть. Все опрошенные пациенты принадлежали к разным социально-культурным слоям. Четыре процента из них после потери сознания переживали необычные состояния и запомнили свои видения. Если перенести процентное соотношение на общую численность населения, то получается, что миллионы умирающих людей видят в момент смерти яркие образы и значительные события.

Главный вывод, сделанный немецкими учеными из этих рассказов, противоречит предположению Раймонда Моуди об универсальном характере посмертных видений. Оказалось, что у их пациентов незавершенный «путь на тот свет» имел отчетливый национальный, местный характер. Немец из альпийской деревни созерцал в предсмертные мгновения совсем другие картины, чем привиделись банковскому служащему из швейцарского Цюриха. У жителей восточных и западных германских земель проявились особенности воспитания и идеологических установок предшествующей жизни.

Исследования немецких социологов не подкрепляют утверждения, что видения в состоянии клинической смерти можно считать доказательством жизни после смерти. Если картины, появляющиеся в момент затухания деятельности мозга, так тесно связаны с биографией человека и традициями общества, в котором он прожил свою жизнь, они должны являться продуктом сознания.

Зрительные образы возникают в результате сложного биохимического процесса в некоторых клетках головного мозга, как сновидения или галлюцинации.

Чтобы заглянуть на тот свет, не обязательно оказаться на пороге смерти. Подобное экстремальное состояние возникает иногда у людей из-за внезапного потрясения. Шаманы умеют приводить себя в состояние транса, чтобы вызвать духов или прозреть будущее.

Рассказ любого человека, вернувшегося с того света, необходимо сопоставлять с фактами его жизни.

Представление людей о приятном и легком пути тоже зачастую носит местный или профессиональный характер.

Швейцарский альпинист в состоянии клинической смерти никакого света в конце тоннеля не увидел - он вознесся в голубое небо над альпийскими долинами и, как орел, парил среди розовых облаков.

Альпийский колорит посмертных видений становится еще отчетливее, если сравнить их, к примеру, с рассказами о переходе в мир иной у представителей других народов. Индеец из племени хопи стремглав бежал на тот свет по прериям, как это делал всю жизнь во время охоты. Шофер такси из Нью-Йорка в состоянии клинической смерти ощущал себя летящим в небытие на желтом автомобиле, на котором обычно колесил по городу, зарабатывая на жизнь... Только пережитые в реальности ситуации могут вызвать в умирающем мозгу такие выразительные и конкретные образы.

Убедительный пример сплава культуры, общественных традиций и собственной биографии дает потустороннее переживание одной альпинистки швейцарского происхождения. Умирающей женщине показалось, что она стоит на вершине горы и слышит музыку: «Это была прекрасная музыка - мой любимый Моцарт, «Волшебная флейта».

Религиозные немцы из западных земель Германии часто воспринимают предсмертный «путь к свету» как вознесение на небеса. Восточные немцы, прожившие почти всю жизнь при социализме, переносят процесс умирания как мрачное событие. Они пробираются через темный тоннель и попадают в ад. 60% восточных немцев, сообщивших о переживаниях в состоянии клинической смерти, рассказывали об ужасных страданиях, тогда как только 30% их западных соотечественников запомнили неприятные ощущения и страх. Может быть, тоталитарное общество формирует подсознательную готовность к наказанию, расплате, смертным мукам?

Чтобы определить универсальный процесс умирания человека, нужно выделить из множества индивидуальных особенностей общее для всех неизменное ядро. Но есть ли оно вообще? Например, китайцы и жители Малайзии никогда не рассказывали после клинической смерти о полете к свету сквозь тоннель или о выходе из собственного тела как признаке расставания души с телом.

Биохимические процессы в человеческом мозгу интенсивно изучаются во всем мире. Благодаря этой работе открыты механизмы возникновения вследствие кислородного голодания мозга нескольких типов зрительных образов. Известно также, что возбуждение клеток в определенных участках мозга вызывают ощущение неземного блаженства, эйфории. О таких состояниях рассказывали, в частности, спасенные «утопленники» и люди, едва не умершие от переохлаждения.

В берлинской университетской клинике Рудольфа Вирхова отработана методика проведения эксперимента по введению человека в состояние кислородного голодания. В течение 22 секунд волонтера подвергают гипервентиляции легких, а потом резко сдавливают грудную клетку и человек теряет сознание. Когда добровольцев приводят в чувство, они рассказывают о виденных ими тоннеле и пути к свету.

Из всего многообразия сведений о предсмертных видениях можно, пожалуй, выделить одну общую характеристику - исключительную интенсивность, важность и необычность переживаний. Все люди в один голос утверждают, что это не похоже на обыкновенный сон. Собрано уже достаточно информации о характере видений, чего нельзя сказать о механизме их возникновения. Мозаичная картина биохимии умирающего мозга далеко не полна - в ней очень много необъяснимых пробелов.

Галина СИДНЕВА








Предыдущая      Статьи       Следущая




comments powered by Disqus





Дружественные сайты: