Интересные сайты:



Возвышенное и земное


Всякий человек - существо многомерное, обреченное активно жить на грешной земле, одновременно существуя в так называемых тонких возвышенных мирах. Так, по крайней мере, считали мыслители древности. Так полагают некоторые нынешние исследователи аномальных происшествий, приводя убедительные доказательства, почерпнутые из воспоминаний предков и свидетельств современников. И, думается, негоже относиться к всевозможным чудесным прозрениям скептически, хотя бы по той причине, что их под влиянием неких, всегда загадочных факторов, генерирует, порождает наш мозг - держатель совершеннейшего разума. Потому-то, изучение психических, мыслительных процессов, дает шанс познавать непознанное, стремящееся за горизонты сущего, того, что Аристотель считал альфой, омегой, сердцевиной, глобальной причиной стремящегося к божественному совершенству мира. Сверхъестественное, идеальное, превосходное, достижимое только, по его же мнению, в грезах необходимых для «достижения сменяющимися поколениями бессмертия, придания людям статуса божественности». Звучит наивно, дерзко, беспочвенно? Применительно к земному, да. Применительно к возвышенному, нет. Факты, как известно, вещь упрямая. Подвергнем рассмотрению наиболее интригующие. Пусть не вскроем их подоплеку. Зато убедимся в том, что наша психика в состоянии бодрствования, в обыденной спокойной обстановке, может выдавать такое, что не увидишь даже в сюрреалистических снах.

Возвышенное видение

Начнем с воспоминаний участника Великой Отечественной войны, полковника в отставке Дмитрия Тихонова, который рассказывает о памятном событии лета 1935 года, когда он, восьмилетний мальчишка, бегая под теплым дождем, поскользнулся и, поднимаясь на ноги, увидел «совсем не такое небо». Было оно густосиним, с белым и пористым огромным облаком посередине. Из облака «вылетела», протянувшись до горизонта, вспыхивающая удивительно насыщенными цветами, радуга. Пролившийся следом солнечный свет, не сделал облако тусклее. А когда вверху загрохотало что-то, но отнюдь не гром, в широкой полосе чистого неба, вплотную к радуге, образовался черный квадрат, разбитый желтыми полосами, напоминающий крышку погреба. Так уж получилось, что в знойный полдень, на деревенской улице мальчишка был один, он в «полном одиночестве и не нарушаемой ничем тишине», наблюдал за тем, как небесная крышка распахнулась, встав на ребро, и из просвета нестерпимо яркого, как дуга электросварки, появилось голова мужчины. Лицо «видения» было слегка загорелым, с темными глазами, прямым ровным носом, короткой и курчавой, как каракуль, черной бородой и усами. Волосы на голове мужчины были черными, не вьющимися, зачесанными назад. Сзади концы волос были скручены в виток, вокруг которого, пульсируя, колыхалось нечто наподобие венца или гало. Одежда - черная, строгая, монашеская. Тихонов, стоя по щиколотки, в горячей воде лужи, отчего-то подумал, что перед ним - самый настоящий Бог. Бог, имевший «усталый страдальческий вид», взглянул на сияющую радугу, после чего начал пристально смотреть на мальчишку, прямо в глаза. Взгляд был мягким, добрым, умиротворяющим. Появились крылатые существа, не из люка, из радуги. Они источали радужное сияние. Крышка люка резко захлопнулась. Порыв ветра разметал тучу. Солнце поглотило радугу. Мальчишку более всего напугало то, что он долго не мог оторвать ладонь от собственного затылка. Она, словно приклеилась. Об этом приключении Тихонов молчал несколько десятилетий. Однажды, будучи в Третьяковской галерее, рассматривая шедевры Рублева, на одной из досок увидел того самого «человека из люка», точную его копию. Потрясло, что в детстве, когда не в одной избе не осталось иконостасов, деревенская церковь пребывала в запустении, по чьей-то воле он «узрел пречистую проекцию лика Христа». И не только. Прежде, чем видение рассыпалось, в люке «прокрутились восточные пейзажи с вечно зелеными пальмами, барханами, верблюдами».

Что из этого следует? Не то ли, что чувствительная детская психика, вступив в резонанс с чем-то запредельным, вобрала образы его? Древние мыслители называли эти феномены отпечатками перста Провидения на воске сознания. Парацельс, например, относил подобные явления к разряду психических. Унаследованных от предков, которым довелось увидеть то, чего не довелось видеть потомкам. Парацельс, таким образом, стал отцом гипотезы о непрерывных, говоря современным языком, генетических свойствах человеческой памяти. Оседающих «внизу», в подсознании, при случае «вверху на выходе сознания» оказывающих удивительнейшие и необъяснимые услуги. Взять, к примеру, феноменальный случай, с участием десятилетней Варвары Литовкиной. Рассказанное ею полвека спустя чрезвычайно ценно, потому что Варвара Натановна - профессор, доктор медицинских наук, психиатр. Со слов этой рациональной, не подверженной эмоциям женщины, 21 июня 1941 года ей, десятилетней, средь бела дня в пионерском лагере под Вырицей из разбитой на мельчайшие кусочки радуги посредством чего-то «огромного, тяжелого, похожего на трубу телескопа, прекрасный небесный юноша, начертав сроки начала войны, словно в кино, показал ее предстоящие ужасы. Отчетливо, около получаса, но уже на компактном слегка мерцающем экране, «висящем вплотную к глазам», проплывали картины замерзающего почти безлюдного огромного города, в котором она узнала родной Ленинград. Увидела девочка и собственную квартиру, обстоятельства смерти бабушки, брата, матери. Единственным радостным «пятном» стала демонстрация возвращения с фронта отца. Прежде, чем разноцветные «клочья света собрались в монолитную радугу и видения растаяли», перед глазами Варвары прошествовал парад омерзительных существ, имевших собирательные черты людей и зверей, прорезалась красная надпись - 1945 год. «Я тогда, всему этому ничуть не удивилась, твердо уверилась, что получила знания о начале и конце величайшей, поистине вселенской беды, которой стала Отечественная война», - вспоминала Литовкина. Не менее интересно то, как она, специалист по патологиям мозга, трактует пророческие видения. Трактовка проста. Литовкина полностью отсекает какое-либо потустороннее, мистическое, религиозное начало. Считает, что мозг, особенно детский, находящийся на стадии реактивного развития, по сути футуристичен, то есть, наделен уникальными качествами «считывать» будущее. Остается открытым вопрос, откуда именно могут приходить сведения, о том, чего еще нет, но что обязательно будет. Варвара Натановна, ссылаясь на свой длительный жизненный и профессиональный опыт, предполагает, что «самоорганизующаяся материя так группирует подготовленные сообществами людей события, что они становятся предопределенными». Истина, выходит, на стороне Гете, который считал, что Фатум правит миром, распоряжаясь большими и малыми судьбами отдельных народов и отдельных людей.

Феномен озарения небесным - так его называют религии мира - людей взрослых, зрелых, порой, чуть ли не ежедневно преследует в замкнутых пространствах. В частности, в глубоких подземельях и глухих кельях. В 1989 году, например, на группу немецких спелеологов, обследующих пещеру Шести ветров на западе Мали, снизошел целый сонм традиционных племенных колдунов. «Были они обряжены в светящиеся одежды, колыхаемые воздушными потоками», - вспоминает руководитель группы Гюнтер Кребс, - подчеркивая, что появились они и вскоре исчезли через проломы, внезапно образовавшиеся на каменном своде, что всех восьмерых бывалых членов отряда, буквально жгло чувство безысходности. Последующий осмотр свода с помощью мощных фонарей показал, что камень безукоризненно монолитен. Что-либо просочиться через него никак не могло. Кребс не без иронии замечает, что людей осчастливили своим присутствием духи колдунов племени Манга, которых погребали и продолжают хоронить в некогда обитаемой, колоссальной по протяженности пещерной системе.

Ирония спелеолога, впрочем, едва ли уместна. Известный российский психиатр Борис Левкин посвятил интереснейшую работу «призракам» замкнутых и открытых пространств, доказывающую, что и глубоко под землей и высоко над ней «редко, но метко» появляются видения - зримые, ощущаемые, осязаемые, склонные к общению с нами. Это до поры удерживаемые подсознанием «интеллектуальные продукты нашего мозга. Гипотеза, что и говорить, далеко не беспочвенна. Жития святых демонстрируют многочисленные примеры того, как через распахнутые небеса проливалась изреченная Истина, принесенная посланниками Всевышнего. Воинствующий атеист Вольтер не сомневался том, что мозг каждого из нас - кладезь мудрости. Крышку над этим бездонным хранилищем, чтобы мы, когда требуется, черпали, открывают наши неосознанные желания. Отсюда - фантастические сны и не менее фантастические, часто пророческие, видения.

Александр ВОЛОДЕВ







Предыдущая       Статьи       Следущая




comments powered by Disqus





Дружественные сайты: