Интересные сайты:



Отключи мозг и стань умнее

Психолгам и психиаторам известны так называемые "идиоты-гении" - умственно отсталые люди, обладающие исключительными способностями в какой-то одной, обычно достаточно узкой области. Открыто это явление в конце прошлого века, и с тех пор в научных трудах описано около сотни подобных случаев. Все эти люди показывают низкие результаты в тестах интеллекта, почти не способны общаться с согражданами, страдают болезненной замкнутостью в себе. Но они проявляют удивительные способности в математике, музыке, изобразительном искусстве и других областях. Один из них, едва взглянув на любое здание, может изготовить его детальнейший рисунок. Другой, не глядя на часы, в любой момент знает время с точностью до секунды. Третий, взглянув на любой предмет, называет его размеры с ошибкой в два-три миллиметра. Чем же объясняются подобные таланты этих людей?

Согласно гипотезе Аллана Снайдера и Джона Митчелла, такими способностями обладает и каждый из нас. Просто умения, проявляющиеся у «идиотов-гениев», у обычных людей маскируются более высокими формами мышления. Мы автоматически осмысливаем факты и наблюдения, а «идиоты-гении» фиксируют только голые факты, не переходя к обобщениям. Эта работа у них выполняется низшими, более простыми и эволюционно более древними отделами мозга. У обычных людей они тоже действуют, но их «заглушают» более высоко развитые отделы.

Так, между тем моментом, когда на сетчатку глаза падает сфокусированное хрусталиком изображение, и сознательным восприятием увиденного проходит около четверти секунды. За это время разные специализированные участки мозга, работая по отдельности, идентифицируют каждый аспект изображения: цвет, форму, движение, положение и так далее. Эти компоненты затем синтезируются в единый комплекс, который передается в высшие отделы мозга, а те осмысливают увиденное. В норме мы не осознаем этот процесс. То есть мозг нормального человека хотя воспринимает и обрабатывает каждую мельчайшую деталь, но затем «вычеркивает» значительную ненужную часть информации, оставляя лишь общую картину увиденного, которая и необходима для разумного реагирования на поток информации извне. У «гениальных идиотов» такого редактирования не происходит, и они воспринимают все окружающее с невероятными подробностями.

Один из любимых трюков так называемых чудо-счетчиков, — это календарный расчет. Например, из зала задают вопрос: «Каким днем недели будет первое сентября 2039 года?» И через две-три секунды чудо-счетчик отвечает: «Четверг». Как утверждает Снайдер, мы тоже способны на такие моментальные вычисления, просто высшие отделы мозга, осознавая бесполезность расчета, подавляют его и ответ остается в нашем подсознании. То же самое можно сказать и о способности моментально определять высоту и продолжительность любой ноты, и о способности, взглянув на страницу и закрыв глаза, по памяти прочитать ее вслух.

Но если это так и наш мозг незаметно проделывает все эти трюки, то нельзя ли снять цензуру сознания и продемонстрировать себе и миру свои необычайные способности? Нейробиолог Нильс Бирбаумер из Германии уверен, что можно, и в качестве примера он приводит одного совершенно нормального студента, развившего в себе способности к моментальному счету, не уступающую лучшим чудо-счетчикам. Изучение его энцефалограммы показало, что во время выполнения в уме сложных расчетов его мозг был крайне активен, а перед тем, как студент вслух произносил результат, активность мозга резко падала. У обычных людей во время умственного счета такого спада активности не происходит.

Возможно, и знаменитые случаи открытий, сделанные во сне (таблица Менделеева, строение бензола и т.д.), так- же объясняются отключением части мозга во время сна, что позволяет разуму рассматривать самые невероятные варианты.

Однако не все нейрофизиологи согласны с Митчеллом и Снайдером. Довольно широко распространено мнение, что у «гениев-идиотов» односторонне развита какая-то одна способность мозга за счет остальных, возможно, даже с увеличением той области мозга, которая отвечает за эту способность. У большинства людей такое одностороннее развитие мозговых отделов сдерживается тем, что с раннего детства весь мозг настраивается на обобщение, а не на фиксирование отдельных деталей. Если бы можно было заглянуть в мозг «гения-идиота», мы нашли бы, что его необычный талант проистекает из очень четко очерченных, специфичных зон мозга, не имеющих нервных связей с теми зонами, где происходит осмысление воспринятой информации и рождаются концепции. В результате эти зоны не испытывают помех со стороны и могут превратиться в строго специализированные, скажем, на математических вычислениях, музыкальных способностях или на зрительной памяти.

Недавно это представление было поддержано опубликованными результатами исследования мозга Эйнштейна. Оказалось, что те области мозга, которые обычно ассоциируются с математическими способностями, были увеличены и не пересекались извилиной, как у обычных людей. Извилины мозга часто служат границей функциональных зон мозга, поэтому соблазнительно предположить, что «математический модуль» в мозге Эйнштейна, пользуясь отсутствием границ, оккупировал нейроны из соседних зон, которые в норме занимались бы чем-то другим.

Английский психолог Майкл Хоув считает, что способности и «гениев-идиотов», и обычных людей, талантливых в какой-то области, объясняются одинаково — усиленным упражнением. Просто некоторые умственно отсталые люди концентрируют свои усилия на такой задаче, которая не придет в голову нормальному человеку, и упражняются в этой области, пока не достигнут совершенства. Однако имеются факты, противоречащие этой гипотезе. Умственно отсталая девочка, вошедшая в историю психологии под именем Нади Н., с трехлетнего возраста умела великолепно рисовать лошадей в разных позах и ракурсах. Причем, она стала рисовать лошадей блестяще с того самого момента, как ее пальчики смогли держать карандаш. Не было ни обучения, ни упражнений.

! Как прелполагают психологи, возможно, в раннем детстве мы все — «гении-идиоты» или вундеркинды !

Каждый ребенок осваивает родной язык, хотя его специально этому не учат. Установлено, что восьмимесячные младенцы бессознательно выполняют фантастически сложные вычисления, позволяющие им понять, где в потоке речи кончается одно слово и начинается следующее. И вскоре ребенок просто «знает», где проходят границы в произнесенной фразе, точно так же, как чудо-счетчик «знает», чему равен, например, квадратный корень из шестизначного числа.

Точно так же дети гораздо легче взрослых научаются точно определять высоту звуков. И у них намного чаще встречается абсолютная зрительная память, позволяющая хранить и воспроизводить увиденное с фотографической точностью.

Видимо у взрослых эти способности теряются по мере того, как взрослеющий мозг изменяет способы переработки информации. Исследования на томографах показали, что у новорожденных детей и младенцев активны те части мозга, которые «молчат» у взрослых.

Американский психиатр Даролд Трефферт считает, что нарушать развитие мозга еще до родов может мужской половой гормон тестостерон, тормозящий развитие левого полушария, где расположен центр речи. Если это так, то понятно, почему среди «идиотов-гениев» и страдающих аутизмом (замкнутостью в себе) примерно в шесть раз больше мужчин, чем женщин. Гипотезу Трефферта вроде бы подтверждают некоторые клинические случаи. Так, недавно опубликованы данные о взрослых людях, приобретших необычайные способности к рисованию после того, как часть коры левого полушария была разрушена болезнью. Отмирание нейронов словно сняло тормоза с врожденной способности к художественному творчеству, которая была подавлена всю жизнь.

Итак, чтобы стать гением, необходимо всего-навсего отключить часть своего мозга!








Предыдущая       Статьи       Следущая




comments powered by Disqus





Дружественные сайты: