Интересные сайты:



Мастер художественного «выдоха»

Он мог бы всю жизнь проработать пекарем, тем более что его булочки пользовались большим успехом у покупателей. Но тогда вряд ли сейчас об этом человеке помнил бы кто-то, кроме его потомков. Жозеф Пюжоль избрал другой путь - и вошел в историю как самый знаменитый в мире артист... пукальщик.

Вдохнул, напрягся, выдохнул

Трудно сказать, хотел ли Пюжоль такого рода славы. Однако устоять перед призванием он не смог. Удивительная способность издавать весьма художественные звуки из того места, которое для этого не предназначено, Пюжоль возвел в ранг искусства. Оговоримся: искусства комедийного. Возможно, другой человек на его месте стеснялся бы своего необычного дара. Пюжоль же был лишен предрассудков. Наоборот, обнаружив в себе уникальный талант, он принялся его совершенствовать.

Можно сказать, Пюжолю повезло - природа преподнесла ему любопытный сюрприз. С раннего детства мальчика тянуло выступать перед публикой. Даже в три года он уже забавлял родителей и их гостей песнями и танцами. Позже Пюжоль научился играть на тромбоне. Однако выдающимися способностями в этой области он не обладал и ничем не выделялся на фоне других дилетантов. Ему оставался один путь - по стопам своего отца-пекаря. Так бы и продавал он булочки в родном городе Марселе, если бы не случайное открытие...

Однажды, плавая в море, юный Пюжоль сделал глубокий вдох перед тем, как нырнуть, и почувствовал, как в его задний проход устремилась струя холодной воды. Парень испугался, вышел на берег, напрягся - и вода вылилась обратно. Пюжоль начал экспериментировать. Оказалось, при определенных усилиях он мог засасывать воду через задний проход, а потом выпускать ее обратно, причем разными порциями и с разной силой. Потом он случайно обнаружил, что способен засасывать таким образом и воздух. Главное, принять правильную позу. А при «выдохе» ему удавалось издавать разные звуки. Если «выдыхать» не просто так, а с разной силой, то звуки получались различной высоты...

Дурень с тромбоном

Жозеф Пюжоль

Поначалу Пюжоль развлекал таким образом своих одноклассников. Позже, в армии, он прослыл своим в доску, поскольку умел скрашивать серые солдатские будни веселыми трюками. Именно в армии он получил прозвище, которое закрепилось за ним на всю жизнь, - Пукальщик.

Тем не менее, вернувшись из армии, Пюжоль и не думал выступать на сцене. Он открыл пекарню и начал снабжать булочками жителей южного Марселя. Однако прошло время, и Пюжоль почувствовал, что не может больше так жить. Ему остро не хватало сцены. И он начал выступать в местном мюзик-холле. Вначале Пюжоль просто играл на тромбоне в комедийном номере, который так и назывался: «Дурень с тромбоном». Но однажды не удержался и издал свой фирменный «пук». Зрители разразились смехом и аплодисментами. Выбор был сделан.

Вскоре Пюжоль придумал развлекательный номер, который моментально завоевал сердца марсельцев. Воодушевленный успехом, парень закрыл свою пекарню и начал гастролировать по стране. Так, покоряя один город за другим, Пукалыцик добрался до Парижа. По легенде, при подъезде к столице Пюжоль увидел ветряную мельницу с красными лопастями и сказал:

«А вот и крылья Красной мельницы, лучшее опахало для моего амбре». Судя по всему, он имел в виду «Мулен Руж» - самое знаменитое кабаре, название которого в переводе с французского и означает «красная мельница».

Амбиции Пюжоля могли бы показаться слишком дерзкими - «Мулен Руж» посещала «чистая» публика из высшего общества. Ну, разве она одобрит такой «грязный» неприличный номер? Однако директор театра решил рискнуть. И не прогадал. Дебют в 1892 году имел оглушительный успех.

Невеста, мельник и портной

Начнем с того, что Пюжоль все-таки был французом. А потому обладал врожденным чувством изящества. И он не сделал ни одного движения, которое могло бы шокировать публику своей вульгарностью. Артист вышел на сцену в элегантном костюме. На нем были красная накидка, черные бриджи, белый галстук, а в руках он держал белые перчатки.

- Дамы и господа, сейчас вам будет представлен номер художественного пуканья! - обратился он к публике. - Уверяю вас, я принял все меры, чтобы не оскорбить ваше обоняние неприятным запахом.

В зале воцарилась мертвая тишина. Зрители не знали, чего ждать, однако всех распирало любопытство. Пюжоль издал тихий пук. И прокомментировал:

- Это девушка в ее первую брачную ночь.

Следующие пуки оказались более протяжными и голосистыми:

- А это она же через неделю после свадьбы.

Потом из-под накидки раздались оглушительные рулады:

- Вы слышите раскаты грома во время грозы!

А в конце этой своеобразной интерлюдии публика услышала долгий протяжный звук, напоминающий...

- Это портной разорвал кусок ткани, - пояснил артист.

В тишине раздался робкий смешок. Потом еще. И уже через несколько секунд зал грохотал от хохота.

Споемте гимн, господа!

После разминки, описанной выше, началось и вовсе нечто невероятное. Артист ушел за кулисы, а потом вернулся в том же элегантном костюме, только сзади из брюк у него торчала трубка. Маэстро встал спиной к свечам, освещавшим сцену, напрягся - и свечи потухли! Потом он еще развернулся, направив свое «оружие» на свечи в зале, - потухли и они! Вот это мощь! Зрители в восторге хлопали в ладоши, а Пукальщик уже изящным жестом зажигал две сигареты: одну он вставлял себе в рот, а другую - в противоположное место. После перекура артист прикрепил к трубке свистульку, и из его заднего места полились популярные мелодии. И маэстро принялся дирижировать залом, призывая ему подпевать. Когда же из его трубки раздались звуки государственного гимна, кто-то из публики даже попытался встать...

Умереть от смеха

Успех Пюжоля был оглушительным. Люди валом валили в театр. На выступления Пукальщика пробирались инкогнито самые высокие особы, например, король Бельгии Леопольд II и принц Уэльский Эдуард. Талант Пюжоля покорил даже таких ценителей, как Фрейд и Сартр, Ренуар и Матисс. Артист настолько отточил свое искусство, что научился пародировать известных людей, включая политиков. Зрители в буквальном смысле умирали от смеха. Дамам, закованным в корсеты, становилось плохо, и их выводили на воздух. Известен даже один случай, когда мужчина умер от сердечного приступа, который случился от неудержимого смеха. Пюжоля приглашали на закрытые вечеринки для мужчин из высшего общества, где он мог более наглядно продемонстрировать, что его талант - от Бога, а не результат мошенничества. Мало того, он стал самым высокооплачиваемым артистом во Франции: Пюжоль зарабатывал в неделю по 20 тысяч франков - почти в три раза больше, чем Сара Бернар! Он купил дом, нанял прислугу, и теперь вся его семья - жена и 10 детей - утопала в роскоши.

Судебный переполох

Правда, через три года разразился скандал. Пюжоль в каком-то баре попукал перед своими друзьями. Там сидели и обычные посетители, что дало повод директору «Мулен Руж» подать на артиста в суд: тот нарушил условия контракта и выступил в другом месте без согласования со своим руководством. Пюжоль проиграл. В сердцах он ушел из «Мулен Руж» и открыл собственное кабаре под названием «Театр Помпадур».

Вскоре директор «Мулен Руж» понял, что сглупил, прогнав своего главного артиста. Он нанял другого пукальщика - женского пола. Однако вскоре выяснилось, что эта дама не обладает природными способностями и использует мехи, которые прячет под юбку. Случился новый скандал. Теперь уже в суд подал сам Пюжоль. Парижские газеты веселились до упаду, комментируя судебный процесс «Пукальщика против Пукаллщицы», в результате театр «Мулен Руж» был вынужден принести публичные извинения перед зрителями, а Пюжоль вышел из зала суда победителем под громкие «п-п-п», которые неслись из уст его поклонников, встречавших своего кумира на улице.

Если б не война

Театр Пюжоля с успехом работал вплоть до начала Первой мировой войны. А потом закрылся - и навсегда. Бедствия, которые принесла война, лишили маэстро куража. Он окончательно потерял склонность к веселью после того, как двое его сыновей вернулись с фронта инвалидами. Пюжоль снова открыл булочную. Он умер в 1945 году в возрасте 88 лет. Его семье предложили 25 тысяч франков, если врачи получат тело Пюжоля для изучения его уникальных особенностей. Но дети покойного не соблазнились деньгами.

- В жизни есть вещи, к которым нужно относиться с почтением, - сказал старший сын Пюжоля Луи.

Елена ГАЛАНОВА







Предыдущая       Статьи       Следущая




comments powered by Disqus





Дружественные сайты: