Интересные сайты:



Тургенев и Полина Виардо

Полина Виардо, 1843 год. Ей всего 22, но Европа уже покорена. Виардо, которую Берлиоз назвал «одной из величайших артисток прошлой и современной истории музыки». Виардо, голос и искренняя манера исполнения которой настолько поразили Жорж Санд, что в дальнейшем, благодаря Полине, рождается образ героини самого знаменитого романа Жорж Санд «Консуэлло». Право же, природа наделила ее многим: умом, артистическим талантом, божественным голосом, сильным характером, но... Полина Виардо, с её сутулой спиной, покатыми плечами, выпуклыми глазами, крупными, почти мужскими чертами лица, невысоким ростом, была далеко не красавицей. Великий романтик Генрих Гейне сравнивал ее внешность с экзотическим и чудовищным пейзажем, некой стихией, самой Природой.

Но на сцене певица удивительнейшим образом преображалась. Глаза становились пламенными и выразительными, а большой рот, казалось, был создан для того, чтобы издавать волшебные звуки. Но более всего поражало ее божественное исполнение. По признанию К. Сен-Санса, великого французского композитора 19 века, «...ее голос, не бархатистый и не кристально-чистый, но скорее горький, как померанец, был создан для трагедий, элегических поэм, ораторий».

Тургенев увидел ее впервые осенью 1843 года на сцене оперного театра, когда великая певица приехала на гастроли в Санкт-Петербург. Затем на охоте он познакомился с мужем Полины - директором Итальянского театра в Париже, известным критиком и искусствоведом - Луи Виардо, а 1 ноября 1843 года он был представлен и самой Полине.

Вспоминая в конце жизни о первом дне знакомства с Тургеневым, Виардо говорила: «Мне его представили со словами: это — молодой русский помещик, славный охотник и плохой поэт».

Тургенев же от Виардо был без ума. Вот что писала об этом в своих воспоминаниях А. Я. Панаева: «Такого другого крикливого влюбленного, как Тургенев, я думаю, трудно было найти. Он громогласно всюду и всех оповещал о своей любви к Виардо, а в кружке своих приятелей ни о ком другом не говорил, как о Виардо, с которой он познакомился. Я помню, раз вечером Тургенев, явившись к нам в каком-то экстазе, рассказывал: «Господа, я так счастлив сегодня, что не может быть на свете другого человека, счастливее меня». Впрочем, тогда, среди массы поклонников, она особо не выделила Тургенева. Но когда ее гастроли закончились, Тургенев вместе с семейством Виардо уехал в Париж. Против воли матери, без денег, еще неизвестный Европе.

В ноябре 1845 года он возвращается в Россию, чтобы в январе 1847 года, узнав о гастролях Виардо в Германии, вновь уехать: Берлин, затем Лондон, Париж, турне по Франции и опять Санкт-Петербург. Он мечется по Европе за тенью своей любимой: «Ах, мои чувства к вам слишком велики и могучи. Я не могу жить вдали от вас, я должен чувствовать вашу близость, наслаждаться ею; день, когда мне не светили ваши глаза, — день потерянный».

Существует легенда, что любовь Тургенева была платонической, однако настроение и интонации некоторых писем говорят об обратном. В эти годы он довольно часто приезжал во Францию, и их переписка была особенно нежной: «Здравствуй, моя любимая, самая лучшая, самая дорогая моя женщина... Родной ангел... Единственная и самая любимая...».

Будучи во Франции, он чаще всего останавливался в имении Виардо. Муж, старше Полины на 21 год, казалось, ничего не замечал, полностью полагаясь на ее благоразумие. Полина Виардо слыла умной женщиной.

А в России известность Тургенева растет.

Перед премьерой его «Провинциалки» в Санкт-Петербурге он страшно волнуется, но если он и молился в тот момент, то своей богине. «В момент, когда занавес поднялся, я тихонько произнес ваше имя. Оно принесло мне удачу, — напишет он позже Полине. — Я ожидал всего, кроме такого успеха».

Виардо становится для него не просто возлюбленной, но и символом идеальной семьи и материнства. Полина — это и его исповедник, которому он рассказывает все о своей семье и о самых интимных сторонах своей жизни. «Вы ангел...», — напишет он ей в очередном письме, сообщая о приезде дочери в Париж. Никогда более Тургенев не чувствовал себя столь близким с любимой женщиной...

В 1852—1853 годах писатель живет в своем имении в Спасском под надзором местной полиции. К тому же, он не имеет права въезда в столицу. Поводом к высылке послужил знаменитый некролог, посвященный Гоголю, в котором российская полиция увидела угрозу спокойствию российской империи.

Узнав, что в марте 1853 года Полина Виардо приезжает с концертами в Россию, Тургенев потерял голову... Все отошло на второй план — творчество, его недавний арест, постоянный надзор полиции, ссылка... Ои должен увидеть свою богиню несмотря ни на что!

Он добывает фальшивый паспорт, переодевается мещанином и едет в Москву, где пробудет почти две недели. Риск невероятный, учитывая, что в эти годы Тургенев уже хорошо известен не только в литературных кругах, но и российской полиции. Риск не оправдался. Полина явно охладела к нему. Несколько лет разлуки превратили ее любовь в вежливо-безразличную дружбу. И Тургенев довольствуется тем что есть: продолжает писать Полине, даже не получая ответа.

Желая отвлечься от проблем личной жизни, весной 1854 года он часто навещает одного из своих кузенов — Александра Тургенева, где знакомится с его восемнадцатилетней дочерью Ольгой. Умиленный ее наивной грацией и юной свежестью, Тургенев не прячет своего восхищения. Они часто встречаются у ее родителей на даче в Петергофе, девушка явно влюблена. Время от времени у него возникает мысль о женитьбе, которая притягивает его и одновременно пугает. И неожиданно, когда раздвоение в душе становится невыносимым, он решает удалиться. В последнем письме к Ольге он не оправдывается, но обвиняет себя, признаваясь, что его пугает разница в возрасте и та дальнейшая ответственность, которую он не готов взять на себя. Ольга тяжело перенесла этот неожиданный разрыв, а для Тургенева она стала прообразом Татьяны — героини его романа «Дым».

Некоторое время спустя — еще одно знакомство, окончившееся личной драмой и очередным шедевром. На этот раз речь идет о сестре Льва Толстого — Марии. Он вновь пленен.

В ноябре 1854 в письме к Анненкову он пишет: «Она очаровательна, умна, проста, я смотрел не нее, не отрывая глаз. На старости лет (четыре дня назад мне исполнилось 36) я едва не влюбился. Не буду скрывать от вас, что поражен в самое сердце».

Но и это чувство осталось чисто платоническим — Тургенев ни на что не решился, но образ очаровательной Верочки из рассказа «Фауст» создан под впечатлением обаяния Марии Толстой.

Создается впечатление, что он хотел вытеснить из своей души господствовавшую в ней Полину. Кстати, это почувствовала и тонкая по натуре Мария Толстая, написавшая намного позже, уже после смерти Тургенева: «Если бы он не был в жизни однолюбом и так горячо не любил Полину Виардо, мы могли бы быть счастливы с ним, и я не была бы монахиней, но мы расстались с ним по воле Бога...». Еще одна женская драма, так как в дальнейшем Мария Толстая все равно оставила нелюбимого мужа и ушла в монастырь.

По-прежнему господствовавшая в его сердце роковая любовь к Полине Виардо заставляет в конце 1856 года вновь задуматься о поездке во Францию...

Их встреча была настолько волнующей и трогательной, что, спустя положенный срок, у Полины рождается сын Поль. Вопрос об отцовстве до сих пор остается не выясненным, в тот период у Полины был любовник — известный художник Ари Шеффер, писавший ее портрет. Большинство западных исследователей творчества Тургенева полагают, что все-таки это был его сын, кстати, и потомки рода Виардо склоняются к тому же. Видимо, есть на то основания.

Как бы там ни было, Тургенев счастлив, надеясь, что это событие сблизит их. Но Полина, окунувшись в материнство, забыла о своих поклонниках. К тому же чуть позже у нее появляется новая и очень серьезная проблема: начинает слабеть голос, она все реже появляется на сцене. Несмотря на конец артистической карьеры, ее жизнь очень динамична, — ведь ей всего сорок. Она дает уроки пения, принимает у себя знаменитостей и, конечно же, рядом с ней её странная семья: четверо детей, мудрый муж и преданный поклонник. Всех их связывает семнадцатилетняя дружба.

Он мечется между Россией и Францией. С родиной были связны обязательства, с Францией — эмоции и чувства, необходимые ему, чтобы писать. И появляются чудесные «Вешние воды», «Дым», «Новь». Так он и живет все это время в раздвоении между долгом и любовью, не чувствуя себя дома ни в России, ни во Франции, но лишь в семье Виардо.

В 1879 году он опять вынужден ехать в Россию — умер брат. Россия встретила с восторгом любимого писателя, особенно молодое поколение. В театре устраиваются чтения его пьес. Он принимает в них участие в сопровождении молодой и талантливой актрисы Марии Савиной. Забыв о своих 62 годах, он опять попадает в плен молодости, женственности и большого таланта. Их разделяет целое поколение, но они оба не замечают этого. Очередное увлечение, нежные и хрупкие чувства, литературные вечера в Спасском, где он читает свое новое творение «Песнь торжествующей любви». А затем трогательные письма, мечты о совместной поездке в Италию, приглашение Марии в Париж, куда она и приехала в 1882 году. Увидев дом Виардо и Тургенева в «чужом гнезде», она почувствовала что-то вроде жалости и ревности. Она не может понять писателя. Кажется, он и сам себя не понимал, а порой ненавидел, но ничего не мог поделать. И всегда вновь возвращался к Полине, единственной, рядом с которой он находил душевное успокоение. Как в молодости, так и сейчас, перед своим последним в жизни испытанием. Да, ему не удалось «свить гнездо», но ему была дарована судьбой идеальная, роковая, страстная, необъяснимая разумом любовь.







Предыдущая       Любовные истории       Следущая
comments powered by Disqus





Дружественные сайты: