Интересные сайты:



Колесо жизни и смерти

Я с тобой никогда не расстанусь..
Он придёт опять?
Душа никогда не гибнет
Смутная память о прошлом
Взгляд из прошлогоу
И женщина, и мужчина...
По закону справедливости
Христианство и идея реинкарнации
Ориген и колесо жизни
По закону бессмертия

Он придёт опять?

Говорить о переселении душ на уровне веры, а не философского или религиозного учения можно начиная с самых низших стадий развития цивилизации. Многочисленные подтверждения этому мы находим в трудах историков, культурологов, этнографов.

Многие наши предки верили, например, во временное переселение человеческих душ во все материальные предметы, в том числе в куски дерева или камня. С точки зрения этики гораздо принципиальнее, конечно, размышлять о не менее традиционной для многих культур и для многих народов вере в постоянный переход — «новое рождение» — повторное воплощение души в тело другого человека. «Душа умершего оживляет собою ребенка» — один из вариантов таких представлений. «Обычно полагают, что в детей переселяются души предков или родных»,— пишет английский этнограф Э. Тайлор. Например, мать, потерявшая ребенка, при появлении на свет следующего считает, что к ней вернулось ее умершее дитя. Жители племени ждут, когда их любимый вождь вновь «оживет» в каком-нибудь юноше. Едва появившегося на свет ребенка приветствуют радостным возгласом: «Ты вернулся!» Мать, оплакивающую своего ребенка, утешают: «Он придет: опять». Таковы традиции многих народов.

Племена йоруба (Нигерия), приветствуя новорожденное дитя словами «Ты вернулся», ищут какие-нибудь приметы, чтобы узнать, душа которого из предков вернулась в его образе.

Североамериканские индейцы хоронили умерших детей возле дороги, чтобы их души могли перейти в проходящих мимо матерей и таким образом имели шанс родиться вновь.

Можно предполагать, что с этими представлениями связаны и некоторые, весьма неожиданные, ритуалы выбора имени новорожденного. Вот только два примера: в Новой Зеландии было принято читать ребенку длинный ряд имен предков и жрец, читавший их, останавливался на том, которое «выбирал» ребенок, дававший знать об этом окружающим криком или иканьем; у марийцев было принято трясти ребенка до тех пор, пока он не закричит, после чего произносили имена, выбирая то, после которого ребенок кричать переставал.

У индейцев племени такулли (Северо-Западная Америка) лекарь обязательно «переносил» душу от умершего человека: он клал руки на его грудь, а затем простирал их над головой родственника, при этом дуя через них. Первый ребенок, рождающийся у этого преемника отлетевшей души, получал имя и общественное положение покойника.

Не менее распространенным поверьем можно считать и убежденность в способность души человека переселяться в тела животных — от птиц, зверей и рыб до насекомых.

Что это? Примитивная фантазия туземцев?

Надо думать, что прежде всего это далеко не примитивная этика. Ведь именно соображения морали определяют механизм, «заставляющий» душу попадать, скажем, в оболочку того, а не иного животного. Другими словами, даже у самых примитивных, на наш взгляд, народов идея «переселения душ» — это прежде всего способ отделения добра от зла — закон, определяющий и правила земной жизни человека, и его последующую судьбу, причем сама судьба понимается именно как непрекращающийся выбор между добром и злом.

...В Африке племя марави думает, что души злых людей превращаются в шакалов, а души добрых — в змей. В Бразилии одно из племен полагает, что души храбрецов превратятся после смерти в прекрасных птиц, которые будут питаться вкусными плодами, а души трусов в пресмыкающихся...

И каждый раз мы встречаемся с уверенностью в том, что душа человека попадает в новое, далеко не всегда приятное, на взгляд людей, «обиталище» только по собственной вине, в результате собственного поведения в «этой» жизни. Таким образом, это удел грешников, вынужденных отрабатывать личные прегрешения (злые поступки, дурные мысли и т. п.).

Типичными в этом смысле являются некоторые представления древних индийцев, согласно которым души, погруженные во мрак зла, «понижаются до степени животных». Например, жестокие люди станут в своем последующем существовании кровожадными животными, ворующими хлеб и мясо, превратятся в крыс и коршунов. «Смотря по душевному настроению, в котором человек совершает тот или иной поступок, он пожнет плоды этого в образе существа, наделенного теми или иными качествами». В соответствии с этим в прошлые века у индийцев выстраивался даже некий детальный реестр «наказаний за преступления»: «вор, похитив зерно, делается крысой, латунь — лебедем...ткань — лягушкой, корову — крокодилом, хорошие духи — мускусной крысой, домашнюю утварь — осой, повозку — верблюдом, женщину — медведем». Мы можем улыбнуться, перечитывая этот список, но следует признать саму идею обязательного воздаяния за нынешние грехи, которое настигнет нас в будущей жизни, как идею, в которой выражен поиск изначальной справедливости, как принципа мироустройства.

Предыдущая      Статьи       Следущая




comments powered by Disqus

Содержание:

Мёртвый песок жизни
Свет в конце тоннеля
Смерть - это рождение, рождение - это смерть
Колесо жизни и смерти
Связь миров
Смерть, зачем ты нам дана?
Исскуство умирать
В присутствии смерти












Дружественные сайты: