Исскуство умирать
Людей теряют только раз Последняя болезнь. Проблемы умирания«Предсмертное состояние человека и самый момент его смерти являются для него наиважнейшим переживанием из всего. Смерть — это в своем роде главнейший экзамен человека — насколько его мировоззрение осмыслило самый факт смерти, сделало его легким или даже радостным». Так М. Лодыженский, автор книги «Свет незримый», формулирует то, что человечество зафиксировало как окончательный вывод из своего многовекового опыта размышлений о жизни и о смерти. Большинство людей умирают после более или менее длительной болезни. Постепенно угасая, человек имеет время подумать, понять, подготовиться. Часто болезнь не только процесс ослабления и умирания, но и период роста духовности. Во всяком случае, может быть таким периодом. Обычно «смерть стараются не видеть и ее не знают,— отмечает Петр Калиновский,— а когда она все-таки подходит близко, то становится особенно трудно не только больному, но и его родным». В прошлом смерть принимали за явление естественное: «ее знали и делали все так, как нужно». Обычная ситуация. Заболел уже очень немолодой человек — отец, мать, дедушка, бабушка. Диагноз — неизлечимая болезнь. Наиболее простое решение — отправить родственника в больницу. Аргументы просты: «умирающему теперь нужны только комфорт, покой и уход, там, в больнице, ему будет лучше, там медики знают, что делать, это их дело...» А время от времени можно навещать больного и быть уверенным, что семья сделала все, что можно сделать... Но давайте честно подумаем — что же в данной ситуации чаще всего реально испытывают родственники больного? Досадное осложнение собственной жизни? Неудобства от присутствия тяжело больного, обреченного на смерть человека? Желание избавить себя от неприятных эмоций при виде безнадежно больного, страдающего человека? Желание разделить все его страдания? Обреченный человек особенно остро нуждается в особом внимании, помощи и поддержке? Попробуйте определить свою точку зрения, и вы увидите, как это непросто, если вы действительно размышляете честно, лицом к лицу со своей совестью. Врач Петр Калиновский, например, убежден: «Хотя умирать трудно в любых условиях, но умирать у себя дома легче». Согласимся ли мы с ним? Больница может быть неизбежной и необходимой для обследования и сложных лечебных процедур. Но когда эта стадия уже позади, больному, видимо, лучше быть в знакомой обстановке, у себя дома, в окружении любящих родных. Больница, быть может, обеспечивает порядок, стерильность, квалифицированный уход, но есть в ней казенность и связанное с ним безразличие. Человек хочет сохранить свое достоинство до самой смерти. В безличной обстановке больницы это, согласитесь, трудно. Чем ближе смерть, тем холоднее в больнице. Вокруг чужие и часто безразличные лица и неуютные стены. Последние часы жизни умирающего не освящены любовью, он хочет быть с близкими, почувствовать их любовь и дать им свою. Находясь же у себя дома, больной сможет дольше сохранить свой образ жизни. Родным следует научиться так ухаживать за ним, чтобы больной не очень заметил перемену и не почувствовал свою беспомощность и зависимость от других. Хорошо бы дать ему возможность продолжать трудиться, заботиться о семье и участвовать в решении вопросов, касающихся его самого и его семьи, возможно дольше. Давайте обеспечим больному максимально возможный физический комфорт. Болей быть не должно. Человек должен быть уверен, что в любой момент, как только он попросит, его боль будет устранена. Сейчас верующий человек размышляет так: «Раньше можно было услышать мнение, что, раз боль послана Господом, ее не следует заглушать. Сейчас, конечно, никто так больше не думает. Лекарства нам тоже даны Господом». Очень важный момент — у больных иногда бывает обостренное чувство беспокойства и даже вины оттого, что он якобы затрудняет своих близких. Но ведь можно сделать так, чтобы это чувство ушло. Можно ли с безнадежно больным человеком говорить о смерти? Петр Калиновский считает: можно, но не всегда. Умирающему человеку трудно начать такой разговор, но он часто хочет этого. Пустые разговоры друзей и посетителей только тяготят его. Если удается нарушить заговор молчания, и ему, и родным становится легче. Примеров этому очень много. Но здесь нужны большой такт и понимание настроения и состояния больного. В сфере эмоций безнадежно больные часто становятся почти как дети, они ищут у других понимания, сочувствия и любви. Вот фрагмент из письма умирающей женщины, обращенного к ухаживающим за ней медсестрам: «Я умираю, и я боюсь. Вы приходите, меряете мое кровяное давление, и я чувствую, что вы, зная, что я скоро умру, боитесь, и это делает мой страх еще сильнее. Вы боитесь и не знаете, что делать. Но просто признайтесь, что вы думаете и заботитесь обо мне. Это то, чего мы ищем». Облегчить страх смерти человека, близкого к смерти. Это трудно, но очень важно. Очень часто больному просто хочется рассказать о своих молодых годах, о друзьях, об интересах. Так что мешает вспоминать вместе с ним? С благодарностью вспоминать о трудном и счастливом, обо всем, что достойно этого. Воспоминания, как замечено, погружают в состояние умиротворенности. Кроме того, это прекрасная форма подведения итогов прожитой жизни. Не сокрушаться о том, что этого не вернешь, а, напротив, радоваться, что это было сделано, осуществлено, пережито. Надо думать, у каждого человека есть повод для таких воспоминаний, столь необходимых в последние дни его жизни. Давайте подумаем и о том, что иногда полезнее что-то написать больному — случается, что написанное доходит лучше сказанного. Когда больные слабеют, их начинает, как правило, тяготить одиночество. Это еще одна из причин, почему им бывает так трудно в больнице, особенно ночами. Что тут можно сказать? Будьте с ними. Будьте в одной комнате. Посидите рядом. Молча. Контакт — и эмоциональный и физический. Касайтесь его руки, плеча, волос. Когда больной спит, он тоже чувствует, что вы близко. Даже если он забылся или без сознания, он все равно чувствует, говорите с ним, даже если он, как вам кажется, не понимает. Известно, что перед смертью мысли человека становятся глубже и серьезнее, его внутренние переживания могут быть самыми невероятными. Отсюда и задача близких — создать условия, которые не отвлекают умирающего от этих мыслей и чувств. Если же речь идет о человеке религиозном, последователе той или иной религиозной конфессии, то, естественно, этот человек должен иметь возможность исполнить все предусмотренные данной религией обряды и ритуалы. Это поможет ему сохранить внутреннее достоинство и покой. Таковы аргументы Калиновского и советы тех, кто имеет большой опыт работы с умирающими. Есть еще одна сложная проблема. Реакция человека на известие о том, что его болезнь неизлечима. Бывает так, что человек бунтует, отказывается согласиться с правдой, переживает шок. Здесь ему нужны особая помощь и сочувствие. Стадия протеста и гнева — больной раздражителен, требователен, часто очень неприятен в общении. Как тут не вспомнить Джейн Зорза? Это то, что требует совместного проживания и переживания. Это то, на что ни в коем случае нельзя обижаться. Между тем многие больные признаются, что им становится легче, когда они узнают окончательный диагноз. Потому что неизвестность еще хуже, вызывая только колебания, смену надежды и отчаяния. С людьми, знающими, что их болезнь неилечима, и можно, и нужно говорить об их переживаниях. Так считают очень многие специалисты. Замалчивание, как правило, усугубляет состояние обреченного человека. В США есть специальная организация «Рак — это не конец». Ее члены — больные и их семьи — собираются вместе, рассказывают о себе и своих переживаниях. Принимают участие и врачи, понявшие, что традиционное отношение медиков к смерти — замалчивание — пациентам не помогает. Цель организации — помочь неизлечимым больным преодолеть стремление уйти от людей, по возможности осмыслить саму смерть. comments powered by Disqus Содержание:
Мёртвый песок жизни
|
|