Исскуство умирать
Людей теряют только раз Чему учили книги мёртвых?Момент ухода человека из жизни имеет принципиальное значение — философское, этическое, психологическое. Признание этого факта мы встречаем в большинстве мировых культур, не говоря уже о традициях религиозных. Человек должен быть готов к смерти, к тем переживаниям, а может быть, видениям и ощущениям, через которые ему предстоит пройти. Очевидно, что человека можно и, по мнению многих, необходимо учить «искусству умирать». Египетская Книга мертвых, Тибетская Книга Великого Освобождения. Средневековые книги «науки умирать». Все они лишь часть философского и религиозного наследия, позволяющего размышлять о тайнах смерти, накопленных веками человеческой истории. ...Тот, кто готов к смерти, встречает ее мужественно, уходя в иные миры достойно, с ясным умом. Этот опыт запечатлен во многих памятниках философской мысли, этих своеобразных «путеводителях по стране смерти». Их всех объединяет, пожалуй, одно — уверенность в том, что спокойно примет смерть только тот, кто сумел достойно прожить свою жизнь, ибо достойная жизнь — это еще и достойная смерть. Вероятно, это и есть главный принцип науки ухода из круга земного существования, науки, которая носит название — танатология. Можно ли научиться умирать? Не только можно, говорят западные ученые-танатологи, но и нужно. На исходе средних веков в Европе были весьма распространены почитаемые книги, объединенные общим названием «Ars morfendi». Они-то и учили искусству умирания. Квинтэссенция содержания такого рода литературы адекватна латинскому изречению «Mors certa, hora incerta» — «Самое определенное в жизни — смерть, не определен лишь ее час». Средневековый философ, продолжая эту мысль, добавляет: «В силу неопределенности момента смерти мы должны быть готовы к ней вседа». Во все времена человек до конца боролся за жизнь, и родные, и врачи обязаны ему в этом помогать. Но, скажем, в русской православной традиции этой борьбе, как правило, полагался предел: когда все, кто был рядом с умирающим, признавали приход смерти. И тогда посылали за священником. Он причащал и исповедовал умирающего. Когда же дело доходило до соборования, то, как бы до этого момента человек ни переживал приход смерти, соборовался он в состоянии душевной тишины и полного умиротворения. Если же мы заглянем в глубь веков, то обнаружим, что в истории двух древнейших культур — древнеегипетской и тибетской — искусство умирать считалось не менее, а даже более важным, чем искусство жить. Религии этих культур основывались на твердой вере в то, что жизнь продолжается и после смерти. Отсюда существование подробных руководств, обучавших не только умиранию, но и... поведению в загробном мире. Публикации книг Р. Моуди пробудили особый интерес к Египетской и Тибетской Книгам мертвых — они стали для всего цивилизованного мира и сенсацией, и подлинным открытием. comments powered by Disqus Содержание:
Мёртвый песок жизни
|
|