В присутствии смерти
Между жизнью и смертью Земного здесь пропал и звук Земного здесь простыл и след В этих строках Эдгар По пытается словами обозначить открывающиеся его внутреннему взору картины иного, посмертного пространства, мира, ожидающего человека после смерти. И делает он это в своей странной, так и оставшейся недописанной поэме «Аль-Аараф». Необычное название, кстати, заимствовано из седьмой главы Корана (англоязычного варианта). Аль-Аараф — это планета, а точнее, некое пространство между Небом и Адом, где люди не несут наказания, но и не достигают еще того покоя и счастья, каким отмечено райское блаженство. По версии По, они не обретают бессмертия, а лишь получают шанс на вторую жизнь, полную высокого волнения, и лишь затем погружаются в забытье. Поэма философична, но это не научный трактат, а романтическая поэзия, мир светлой печали и грустных размышлений о смерти. «Я поместил этот «Аль-Аараф» на знаменитую звезду, открытую Тихо Браге,— писал Эдгар По.— Я вообразил перенесенными на Аль-Аараф некоторых хорошо известных героев века, когда звезда возникла на горизонте, а именно Микеланджело — и других...» Действительно, мы читаем в поэме рассказ гениального скульптора о местах, которые он покинул на Земле, ему внимает «дева неземной любви...» Поэма насыщена сложной философской и мистической символикой. Э. По выстраивает свою космогоническую модель устройства мира. Модель, которая и по сию пору остается неразгаданной, несмотря на усилия многих исследователей найти ключ к поэме и в астрологии, и в мистицизме, и даже в мусульманских религиозно-мифологических представлениях. В любом случае эта поэма о том, что смерть прекрасна, а сам человек бессмертен. Аль-Аараф в исламе — это своеобразное чистилище, не ад и не рай. Есть чистилище как понятие и в католическом вероучении,— здесь это место, где души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами, прежде чем получить доступ в рай, горят в очищающем огне». Идея чистилища — это сложная философская и религиозная проблема сама по себе. Многие богословы трактуют огонь чистилища как символ и видят в нем муки совести и раскаяния, для других оно символизирует шанс на изживание грехов, который имеет каждый из нас в иной жизни. Православие, как известно, этот шанс в виде «чистилища» отрицает. Отвергает идею «промежуточного пространства», «зоны исправления душ» и Мартин Лютер, а вслед за ним и большинство современных протестантских конфессий. Следует заметить, что поэтическая и философская версия Эдгара По не имеет отношения ни к исламу, ни к католицизму, а является плодом его собственной фантазии и интуиции. comments powered by Disqus Содержание:
Мёртвый песок жизни
|
|