Четыре минуты истиныНа этот феномен очень давно обратил внимание один из авторов гипотезы возможности жить после кончины в «новой ипостаси» профессор психиатрии Уильям Берет Он так завершил знаменитую свою монографию «Четыре минуты истины»: «Общаясь с бодрствующими шизофрениками в изолированном от внешнего мира стационаре, закрывая глаза умирающим, как домашний доктор, я немилосердно, ради добычи важной научной правды, просил тех и других, по возможности подробно, пересказать зрительные картины и образы. Идентичность абсолютная. Начиная с видений райских кущ, картин ада, умерших родственников и друзей. Динамика видений была таковой, что её невозможно отличить от наполненной кипучей деятельностью реальности нашего каждодневного существования. С той лишь поправкой, что мы не живём и не действуем в миpax изощрённой, в сути своей выдуманной фантастики». Берет подчёркивает особо, что шизофреники и «нормальные» умирающие, как правило, имевшие «потусторонние» видения длительностью не более четырёх минут, умоляли оставить их в покое, позволить не возвращаться, из мира покоя и абсолютной истины. Он не мог не начать сомневаться: не является посмертное существование ложным, не посмертно бытийным, а реакцией агонизирующего организма на дальнейшую невозможность отправлять функции, которые телесно и умственно мы отправляем от момента рождения до момента кончины? Сомнения Берета развеяли его ученики-психиатры, проведя серию уникальных экспериментов по всестороннему изучению предсмертных видений умирающих больных шизофренией и умирающих, никогда не имевших психических отклонений и психических травм. На основе этих исследований была составлена так называемая пропорция предсмертного опыта. Небезызвестный доктор Моуди оценил эту пропорцию, как определённо прорывную: «Если ранее я предполагал, что там, за порогом земной жизни, что-то, может быть, очень малое есть, то ныне я уверен, что за порогом каждого ожидает бытие безграничное в возможностях самораскрытия личности». Многоликий феномен посмертного опыта стремительно обрастает собственным понятийным аппаратом. Весьма специфической терминологией. Например, шаткое состояние нахождения на тончайшей грани, когда человек, что называется, ни жив, ни мёртв, исследователи квалифицируют, как некую, окутывающую его тень переходных видений. В роли теней чаще всего выступают умершие родственники, друзья, знакомые, которые, явившись группой или толпой, либо настойчиво предлагают присоединиться к ним, либо опять же настойчиво отговаривают от «пока преждевременного поступка». Вот тут-то повсеместно случается то, что по мнению исследователей, убеждает в реальности посмертного бытия. Впрямь трудно спорить. Ведь, люди, «скользящие по спирали умирания», часто видят в группе скончавшихся сравнительно недавно либо очень давно, тех, о смерти которых не знали, не ведали, но тех, кто, несомненно, умер. Эти лица - самые активные в группе, толпе «спокойных визитёров и самые плотски напоминающие живых». Они склонны к детальным рассказам о процессе собственного умирания. Предлагают сравнить собственный опыт с опытом «входящих в процесс, чтобы идентифицировать совпадения». Если таких совпадений немного, группа удаляется, предложив подробно рассказать всем о том, как устроена переправа из мира живых в мир мёртвых. К слову, данный момент более всего интригует исследователей пограничных состояний психики, ибо идентичен у шизофреников и у тех, чьё психическое здоровье в абсолютной норме. Сэр Уильям Берет указывал на то, что видения психически ущербных людей и людей психически нормальных - идентичны. Также он настаивал на том, что сравнение видений - единственный ключ, отмыкающий замок неприступной двери, заглянув за которую, можно разобраться в устройстве загробного бытия, на самом деле, как он его называл, бытия жизненной, творящей вечности. Кое-что Берет и его преуспевшие последователи сумели там разглядеть. Не секрет, что каждый из нас на подсознательном уровне, даже не замечая этого, всегда о чём-то размышляет. Причём, интенсивная мыслительная деятельность идёт не только в периоды бодрствования, но и во сне. Отражением этих мыслей являются сны, которые мы видим, которые подчас имеют причудливый, не стыкующийся с действительностью характер. Замечено, например, что умершие, родственники, друзья, знакомые появляются перед нашим «спящим» мысленным взором, когда резко меняется атмосферное давление. Соответственно скачет давление артериальное, внутричерепное, внутриглазное. В книге «Мир, полный демонов» известный американский психиатр Карл Саган, внёсший неоценимый вклад в науку о реакциях мозга спящего человека, с аргументами в руках пытается доказать, что никакой жизни после смерти в самом деле не существует. Что, находясь рядом с умирающими, либо общаясь с людьми, пережившими клиническую смерть, врачи выслушивают их рассказы, построенные на ложных воспоминаниях, недавно или очень давно неосознанно внушённых людьми самим себе. Саган, иллюстрируя эту точку зрения, пишет: «Широко распространённое предсмертное видение - райской красоты цветы, растущие на полях или собранные в букеты. По этим цветам блуждают, приближаясь, отдаляясь, самые дорогие, оставившие бренный мир, люди. Они зовут отправиться в кущи лучшей жизни с ними. Такие видения вовсе не значат того, что «забрать» умирающих, кто-то явился. Просто под влиянием предсмертной стрессовой агонии, сильнейшим образом, импульсно, активизировались участки мозга, ответственные за глубинные, важные для субъекта воспоминания. Реакция угасающего сознания - не более!» Александр ВОЛОДЕВ comments powered by Disqus
|
|