Как тренировать свой собственный мозг
Как мозг тренируется сам Как помочь мозгу тренироватьсяЭто все случаи того, как мозг тренируется сам, независимо от наших желаний. Просто оказывается человек в национальной и в сословной культуре и волей-неволей развивается. Особого выбора у него нет. Мой прадед в 1875 году после первого дня в гимназии пришел к директору и сказал, что больше он у него учиться не будет: слишком трудно все и непонятно. — Не приходите, господин Спесивцев, — ответили ему. — Не приходите, если вам так трудно. Но подумайте, если вы не окончите гимназии, о чем вы будете разговаривать с другими взрослыми людьми? Ведь вы не будете знать ни русской словесности, ни истории, ни французского языка, ни естествознания... Все будут образованные, а вы — дикий, как человек с каменным топором. Директор помолчал и закончил: — Так что, если вы не хотите — больше не приходите. Но перед тем как принять окончательное решение, все же подумайте. Прадед принял окончательное решение, и в гимназию все же пошел. Он стал известным энтомологом, по книгам Павла Николаевича Спесивцева учились до 1970-х. И в таком же положении оказывается всякий, и во всякой культуре. Хочешь не хочешь, а японец будет учиться каллиграфии, казак — верховой езде, французский дворянин — фехтованию и танцам, в которых движения очень похожи на фехтовальные: дополнительная подготовка. Но цели развития разных разделов мозга ведь можно и ставить самостоятельно. В наше время возможностей выбора у человека необычайно много. Это — искусственная ситуация? Да... Но что в этом плохого, а главное — что в этом нового? С момента появления разума мыслящее существо нарушает законы биологического бытия. Мыслящее живет иначе, чем живое, но неразумное. В самом человеке мера разумного, рассудочного, сознательно организованного все возрастает. Нас пугают появлением искусственного разумного существа, происхождением от человека более разумного вида, соединением биогенного и техногенного в человеке... А именно это и происходит всю историю человечества. В том числе давным-давно искусственно наше тело и наш мозг. Мозг современного человека — продукт многих культурных революций, результат многих новообразований. Многому нас научили еще во младенчестве или в самом раннем детстве... мы даже не поняли, что это нас учат. В культуре образованных верхов давно выработаны методы тренировки внимания, храбрости, усидчивости, терпения, выносливости, прочих полезных качеств. Если вы имеете хоть какое-то отношение к этой культуре, вы эти способы знаете. Если и не имеете — в наше время это не страшно, способы давно опубликованы, и вы легко их найдете. Но кроме этих, в общем-то, второстепенных тренировок, вы можете в частном порядке, сам по себе, поместить себя в среду, где ваш мозг просто не сможет не развиваться. До самых недавних пор человек (в точности, как и всякий другой организм) должен был оказаться в нужное время и в нужном месте, и к тому же должен был быть вовлечен в изменения. Две тысячи лет назад примерно 40 или 50 млн человек из живших на Земле 160 млн начали переходить к единобожию. А все остальные — не переходили, и все тут! До сих пор человеков едят, и не стыдно им. Четыреста лет назад несколько сотен тысяч из нескольких миллионов жителей Британии стали жить в городах нового типа. А вообще-то, на Земле жило тогда порядка 400 млн человек... И все — мимо 99,75% населения Земли. Но вы можете: 1. Жить там, где происходит больше всего событий, крутится больше всего денег, где жить труднее всего, но и увлекательнее всего — в мегаполисе. Не всем там нравится — шум... Калейдоскоп событий... Деньги, аферы, жулики всякие... Но если хотите тренировать мозг — место самое подходящее. 2. Присоединиться к самой передовой культуре. В наш век переводов на самые разные языки и с самых разных можно «присоединяться» и не зная других языков, кроме родного. Но, конечно же, самое лучшее — выучить язык господствующей в мире англосаксонской культуры. И читать на этом языке их классическую литературу, одновременно пытаясь понять: а что сделало их лидерами мира? Ах, невероятный индивидуализм! Ах, космополитизм! Ах, капитализм! Ах, способность жить на любом из материков! Ну вот и примеряем на себя, читаем их литературу, думаем, как можно сочетать нормы традиционной английской культуры и нашей. А, они живо интересуются китайской и японской культурами? Пытаемся понять, почему. Они дико представляют нас в основном с помощью смешной книги «Икона и топор»? Пытаемся увидеть себя их глазами. Думаем, что у нас может быть такого, что «не хуже», а может быть, и лучше. В общем, изучаем и одновременно «соревнуемся» — но честно, без глупостей в стиле «а зато у нас духовность высокая». 3. Развивать эмоции. Продвигать собственный мозг по тернистому пути прогресса — сложное сочетание рациональных путей и иррационального. Известно, что эмоциональная жизнь человека для развития многих синапсических связей ничуть не менее важна, чем рациональное познание. Гигант мысли не только хорошо думает, но и сильно чувствует. Как это взаимосвязано — не ко мне вопрос, но связь определенно есть. Потому не стоит бегать от эмоциональных привязанностей. Любовь к женщине давно сделалась частью культурной традиции. А есть еще любовь к родителям, детям, друзьям, женщинам и детям друзей, к животным, книгам, философским идеям, городам, ресторанчикам и своему старому продавленному вашей же попой креслу. Хотите иметь могучий мозг? Не пренебрегайте ни одним из возможных источников эмоций. И старайтесь эти эмоции облагораживать, усложнять. Если ухаживание — то с цветами, ресторанчиками и маленькими традициями для двоих. Если друзья и даже домашние животные — то вкладывая в них часть своей души. 4. Развивать художественный вкус. Никто не мешает вам хотя бы попытаться полюбить живопись, и если вам это удалось, то прочитать пару-тройку книг об искусстве. А может, вас заинтересует архитектура? Старинные прекрасные здания, храмы, дворцы и «просто» интересные сооружения. А может... впрочем, тут возможности совершенно беспредельны. Если у вас нет художественного вкуса, под влиянием музеев и альбомов он может и появиться. Он может быть непрофессиональным, не «дотягивать» до каких-то стандартов и так далее... но вам же не обязательно быть профессиональным искусствоведом. Ваша цель — быть многосторонним дилетантом, получать удовольствие и самосовершенствоваться. 5. Развивать слух. Да то же самое... Есть у вас слух или нет — слушайте музыку. Лучше всего — сложную, классическую музыку. 6. Развивать мелкую моторику. Для развития мозга огромное значение имеет умение делать что-то мелкое, тонкое. Вдевать нитку в иголку, вышивать крестиком, чинить розетку, стругать кораблик из коры... Не очень важно, что именно. Очень рекомендую заниматься чем-то подобным. 7. Общаться. Причем не только со своими близкими, а стараться общаться с людьми разных стран и народов. Старайтесь понять их, проникнуться их интересами и отношением к жизни, их мировосприятием. Если читаете об истории — точно так же старайтесь понять людей других эпох. 7. Развивать воображение. Разумеется, воображение развивает и музыка, и общение, и путешествия, и история, и искусство. А особенно — литература. Классическая литература — это сложный, все более отличающийся от нашего мир отношений и мнений. Совершенно необязательно восторгаться им и стараться его скопировать. Ваша задача — создать собственное мнение о героях и их поступках. Сколько читается «Война и мир» — столько людей раздражает хамское отношение Толстого к женщинам. Столько поколений мужчин фыркают в сторону образа Наташи Ростовой: мол, глупая, примитивная самка. А книга-то живет независимо от этого фырканья. Вот и ваша цель — погрузиться в этот неоднозначный мир и выработать свое отношение к нему и к его реалиям. Еще в 1960-е годы Даниил Гранин с удивлением писал о великих биологах, о Любищеве и Тимофееве-Ресовском как о людях, которые имели свое личное отношение к картинам, книгам, зданиям и идеям. Якобы те, кто родился позже, такого отношения к феноменам культуры не имеют. Ну что сказать? Лакей в трактире или приказчик у купца и во времена Пушкина такого отношения мог не иметь. А в наше время, полагаю, в культуре живет значительно большее число людей, чем в годы жизни и Толстого, и Пушкина. Когда умирал Пушкин, его провожал «весь Петербург»: несколько сотен дворовых девок, кучеров и прислуги. Эти люди были грамотны. А абсолютное большинство жителей Российской империи были неграмотны. Они слыхали про Пушкина, но ничего не читали из написанного им. А в наше-то время все грамотные. Я понимаю, что совет жить в культуре может показаться каким-то неинтересным, скучноватым... Особенно по сравнению с бреднями методологов или деяниями Никитиных и их последователей. Но попытки превратиться в гения путем «развивающих кубиков» или «оргдеятельностных игр» сделают из вас очередную жертву шарлатанов, и только. А живя в сложной, разнообразной культуре, вы сможете усовершенствовать свой мозг и уж, по крайней мере, получать от жизни намного больше удовольствия, чем без этого. А очень может статься, и откроется у вас какой-то талант, или, говоря более скромно, какая-то способность, о которой вы до того и не подозревали. Люди вообще очень талантливы. Все, что мы называем «классической русской культурой», создали несколько сотен тысяч дворян XVIII—XIX веков и несколько миллионов интеллигентов XIX — начала XX века. Почти у каждого человека, что называется, «что-то да есть». Вы не знаете, что именно есть у вас или у ваших ближних... Способность вылезет сама. Сознательно развивать именно ее, как у Никитиных, совершенно бессмысленно. Но проявиться может все, что угодно, были бы возможности. Мой прадед под конец жизни написал историю Великоанадольского лесничества, основанную его учителем Докучаевым. Рукопись пропала в годы войны, в 1943 году. Дед был дружен с Вересаевым, с Соколовым-Микитовым, но сам писать даже не пытался. И всякий раз, когда я заканчиваю книгу, перевожу взгляд на фотопортреты деда и прадеда. Им не довелось, и не потому, что они были глупее. А потому, что у них не было ни единой возможности заняться литературным трудом. Но лучше всего начинать развитие мозга с детства. Буквально с рождения ребенка. Предыдущая       Статьи       Следущая comments powered by Disqus Содержание:
Как мозг появился на этом свете
|
|