Сплошные новообразования.
Как важно жить в нужном месте Символическое поведение30 тыс. лет назад в Европе происходит буквально «взрыв» искусства. В обширной области от Сибири до Западной Европы в эпоху расцвета 25—18 тыс. лет до н. э. были распространены женские статуэтки, сделанные преимущественно из слоновой кости (мамонтовых клыков), так называемые палеолитические Венеры. В пещере Фогельхерд (Вюртемберг) найдены фигурки животных (лошадь, мамонт, носорог), сделанные из слоновой кости. В середине — конце верхнего палеолита пластические изображения человека в Западной Европе почти совсем исчезают, но человеческие фигуры изредка все же появляются в гравировке на кости и камне (Ложери Ба, Ла-Коломберр и другие во Франции, Крезвелл-Крэг около Ливерпуля в Англии и др.) и в позднейшей живописи, особенно в пещерах Франции и Испании. В раннем верхнем палеолите еще редки рисунки, гравированные на камне или кости, шире они распространяются в конце эпохи. Тогда появляются различные виды рельефов и крупной круглой скульптуры, распространенные главным образом в Пиренеях и Дордони, но в отдельных экземплярах доходящие до Верхнего Рейна (местонахождение Кесслерлох в Швейцарии). Это «начальнические жезлы» из рогов оленя со скульптурными изображениями животных, плоские кости с изображением лошадей и горных козлов. Широко распространяется гравировка на камне — изображения объектов охоты того времени: оленей, лошадей, бизонов, горных козлов. В Средней и Восточной Европе в конце палеолита появляются сильно стилизованные фигурки или подвески-амулеты без головы с подчеркнутыми нижними частями тела. Гравировка на кости либо представляет самостоятельные произведения (три бизона и четыре лошади из Пекарны, женская фигура из Пржедмоста), либо украшает предметы, которые имели собственное назначение. В Восточной Европе нет ни скал, ни пещер, но есть огромное количество образцов произведений искусства малых форм — гравировок и скульптур. Разумеется, образцы палеолитического искусства встречены и на других территориях. Но образцы плейстоценового по возрасту искусства в Австралии, обоих Америках, Восточной, Центральной и Южной Азии и Африке, во-первых, крайне редки, фрагментарны и порой сомнительны. А во-вторых, качество самих произведений искусства несопоставимо с европейскими образцами. Вне плейстоценового «запада», если не считать орнаментов по кости и украшений, произведения искусства того же возраста представлены буквально единичными находками. Головка медведя в Толбаге, «птички» и «мамонт» из Ковы, Мойлтын-ан, «скульптурка животного» из слоя Дзадзарага, каменные изваяния человеческих голов из Малакофф, крайне схематичные изображения группы животных на тазовой кости мастодонта из Вэлсеквилло, крайне примитивная и схематичная глиняная скульптурка человека из Майны, плитка с крестовидным узором из округлых ямок из Ушков. Во многих стоянках Африки появляются бусы из скорлупы страусиных яиц. В Австралии — бусы из раковин моллюсков и шлифованные из кости. Я перечислил не все, но уже весьма заметную часть всех известных образцов плейстоценового искусства «незапада». Соотношение известных образцов искусства «запада» и «незапада» — 1000:1. Искусство «незапада» производит впечатление разделенных тысячелетиями, не связанных между собой попыток порождения этой формы общественного сознания. Предыдущая       Статьи       Следущая comments powered by Disqus Содержание:
Как мозг появился на этом свете
|
|