Шедевры "запредельного" искусстваЛетом и осенью 2005 года в Музее декоративного искусства в Париже прошла выставка так называемого «сырого» искусства, или искусства непрофессионалов. Здесь были представлены работы сотен разного рода провидцев и медиумов, алкоголиков, психически больных людей, социопатов, бродяг, безработных, разного рода маргиналов. Организаторы акции заявили, что это самая большая выставка «сырого» искусства, когда-либо проводившаяся во французской столице. Первая подобная выставка прошла в 1920-х годах. Тогда свои художественные работы представили сюрреалисты, не признанные тогда официальной критикой. После Второй мировой войны прошла лишь одна подобная выставка — в 1949 году; тогда парижане имели возможность увидеть пугающие мистические картины Жана Дюбуффе. Именно Дюбуффе стал энтузиастом и пропагандистом «сырого» искусства. На протяжении 60-70-х годов он собирал работы маргиналов. В его коллекции насчитывалось свыше 15 тысяч художественных полотен, акварелей, рисунков, офортов, керамики, скульптуры. Будучи патриотом, художник захотел подарить свою коллекцию Франции. Однако этот подарок был презрительно отвергнут властями. Чиновники тогдашнего министерства культуры смотрели с отвращением на искусство преступников и психопатов. Парадоксально, но когда коллекционер попытался подарить свое собрание друзьям в США, власти не дали разрешение на вывоз. В 1972 году уникальная коллекция все же нашла пристанище в Лозанне (Швейцария). И по сей день здесь можно видеть картины, созданные шотландским безруким художником Скотти Вильсоном (он рисовал, зажав кисть в зубах), чикагским мусорщиком Генри Дарджером, а также коллажи Адольфа Вольфи, страдающего галлюцинациями. Коллекция, которую Дюбуффе назвал «Артрезервом морального здоровья», постоянно пополнялась работами обитателей сумасшедших домов и тюрем. Свои работы, не вписавшиеся в представление публики и критиков о прекрасном, дарили лозаннской выставке и художники течения мейн-стрим. Как и следовало ожидать, «Артрезервом морального здоровья» заинтересовались «паранормальщики». С начала 1980-х годов в лозаннской галерее работают немецкий уфолог Хорст Аренберг и швейцарский психолог доктор Арно Дюрфер. Доктор Дюрфер считает, что изучая изображения, сделанные психически больными людьми, можно понять причины их заболевания и даже лечить. Можно изучать подсознание и надсознание человека. Дюрфер разработал специальную методику, названную им «Артсканер». Пациенты рисуют картины на заданные сюжеты или то, что сами захотят. Дюрфер же по сделанным изображениям способен поставить диагноз, определить психотип. Не зная человека, который представил ему свой рисунок, психолог может определить его пол, возраст и уровень образования. В частности, швейцарский психолог, взглянув на картины бывшей санитарки Мэд Гилл, сразу определил, что она слепа на левыи глаз. В настоящее время методика Дюрфера все шире применяется психологами психотерапевтами и психиатрами. Хорст Аренберг уверен, что многие образцы «сырого» искусства запечатлели существ, обитающих в параллельных мирах, а также пришельцев из космоса. Аренберг подарил «Артрезерву морального здоровья» несколько зарисовок, сделанных контактерами и абдуктантами. На них изображены инопланетяне, «серые» существа и даже разумные инсектоиды. Немецкий уфолог считает особенно ценными картины и скульптуры, созданные психически неполноценными людьми. По его мнению, они видят то, чего не видят обычные люди,— монстров и ангелов, обитающих на земле. Монстры, которых религия классифицирует как бесов, вызывают агрессию и заставляют людей совершать насилие над окружающими. Ангелы же, напротив, вызывают альтруистические, возвышенные чувства. По мере роста популярности «Артрезерва морального здоровья» французские чиновники от культуры осознали свою ошибку и начали искать подходящее помещение для постоянной выставки произведений непрофессионалов. С начала 1990-х годов один из залов Музея современного искусства в Лилле отведен под «сырые» произведения. В настоящее время строится новое крыло музея, где будет представлено расширенное собрание французского непрофессионального искусства. В Лилле, в частности, представлены произведения лунатика Гильома Пуджоля, который в 1995 году погиб, упав с Эйфелевой башни. Особенным интересом у посетителей музея пользуется одежда, сшитая неизвестнои обитательницей сумасшедшего дома. Эти костюмы созданы из необычных материалов — льна, шерсти, веревок, проволоки, человеческих волос. Нужно отметить, что в последние годы интерес к подобного рода искусству растет во всем мире. Художественные произведения непрофессионалов представлены в Центре интуитивного искусства в Чикаго, в галерее Хаммера в Нидерландах, в Национальнои коллекции непрофессионального искусства в Австралии. В Вене подобный музей открыт в пристройке к сумасшедшему дому, там выставляют свои работы его обитатели. Все эти музеи, открыты в последнее десятилетие. В Великобритании искусство маргиналов также издавна привлекает внимание публики. Еще в 1900 году в знаменитом лондонском сумасшедшем доме «бедлам» состоялась выставка обитателей этого печального места. Нынче в «Бедламе» есть небольшое, отдельно стоящее здание, где постоянно экспонируются художественные работы обитателей сумасшедшего дома. Самым известным английским представителем «сырого» жанра является Ричард Дэдд, который очутился за решеткой после убийства собственного отца. Дэдд страдал лунатизмом и именно в измененном состоянии сознания совершил преступление. Его картина «Очарованный Келлер» висит в галерее «Тейт», а «Оберона и Титанию» можно увидеть в коллекции Эндрю Ллойда Вебера. Эти полотна признаны шедеврами. В США очень популярны выставки художественных произведений, созданных серийными убийцами, большинство которых страдают психическими заболеваниями. Один из них, Элмер Вейн Хэнли, начал в тюрьме рисовать. Ero излюбленными жанрами были морские пейзажи и сюрреалистические картины. В 2001 году в Нью-Йорке во время выставки произведений преступников многие картины Хэнли были раскуплены коллекционерами неформального искусства. Лана Вечниак, профессор социологии из Канзасского университета, защитила диссертацию на тему, как с помощью изобразительного искусства правонарушителей восстановить картину их преступлений. Она исследовала искусство гомосексуалиста Джона Гейси, который в 1980 году был обвинен в 33 убийствах. Он насиловал, а потом убивал. Гейси рисовал клоунов, птиц и карликов, но, кроме того, сцены пыток, где жертвами были молодые мужчины. Сквозной темой был автопортрет, убийца изображал себя в клоунском костюме. Мария ГОНЧАРОВА comments powered by Disqus
|
|