Интересные сайты:


Когда спящий проснётся

Эта статья названа так вслед за романом Герберта Уэллса, впервые опубликованным в 1899 году. Герой этой книги, проспавший около 200 лет, просыпается в полностью изменившемся, совершенно незнакомом ему мире... Впрочем, тема и тогда не была новой. Достаточно вспомнить новеллу американского писателя Вашингтона Ирвинга «Рип ван Винкль» (год первого издания - 1819-й), где персонаж засыпает на 20 лет. Вообще, мотив долгого сна (или гибернации, или анабиоза - называйте как угодно) весьма популярен в фантастической литературе и по сей день. Но то фантастика... А как обстоят дела в реальном мире? И насколько человек в принципе способен «научиться властвовать собой», до какой степени и какими путями?

«Теперь ты веришь мне?»

В 1904 году вышла в свет книга швейцарского этнографа Оскара Штолля «Гипноз и внушение в психологии народов». В ней, в частности, повествуется о том, как в 1837 году жители города сикхов Лахора и окрестностей пришли посмотреть на необычайное событие. Речь шла о пробуждении от шестинедельного сна йога по имени Харида. Опыт этот был произведен с подачи английского офицера, майора Клода Уайда, и местного магараджи Рунджит Сингха. Оба эти скептика наотрез отказывались верить в возможность подобных явлений и требовали эксперимента.

Харида, применяя какие-то известные ему «психотехники», погрузился в состояние глубокого сна, напоминавшего летаргию. Спал он в маленьком помещении, специально оборудованном и охраняемом особым караулом, сменявшимся каждые два часа. Как видим, эксперимент был обставлен весьма солидно, и возможность шарлатанского обмана тут представлялась маловероятной. Перед тем как начать процедуру пробуждения, Уайд и Сингх лично удостоверились в неприкосновенности печати на двери. Когда печать была снята и дверь открыта (напоминаем, в присутствии множества свидетелей!), взорам собравшихся предстал вертикально стоящий деревянный ящик. Он имел около шести английских футов (1 метр 83 сантиметра) в высоту и трех (91 сантиметр) в ширину, был заперт на замок и запечатан собственной печатью магараджи. Сняли и эту печать, ящик вскрыли. Там находился человек в наглухо зашитом полотняном мешке. По сигналу магараджи в городе был дан пушечный залп, оповестивший население о попытке пробуждения спящего.

Мешок вспороли, извлекли оттуда бездвижного и как будто бездыханного йога (при этом было отмечено, что весь мешок покрыт неизвестно откуда взявшейся плесенью). Руки йога были морщинистыми, закоченевшими на ощупь, голова бессильно покоилась на плече. Производивший осмотр военный врач не отметил никаких признаков дыхания. Пульс также не прощупывался. Слуги начали поливать Хариду теплой водой, растирать ему руки. После весьма долгих восстановительных процедур Харида глубоко вздохнул. Очень медленно, с видимым усилием он приоткрыл один глаз, потом другой. Жизнь возвращалась к нему. Первыми его словами после шестинедельного сна, обращенными к магарадже, были: «Ну, теперь ты веришь мне?»

Дух и тело

Ученые пытались анализировать эти явления, разбираться в них. Например, русский физиолог Иван Романович Тарханов (1846-1908 годы) в своей монографии «Дух и тело» сообщал, что подобие сна йогов (но в меньшей степени) удавалось вызывать y себя и некоторым европейцам. Однако существенная разница заключалась в том, что их упражнения состояли не в остановке дыхания, а в задержке сердцебиения усилием воли. В качестве примера Тарханов ссылается на английского физиолога Джеймса Белла, который умел замедлять свой сердечный ритм. Стала известной также история опытов английского полковника Джона Таунсенда, очевидно вдохновленного образцом йогов. Таунсенд этот мог вообще останавливать свое сердце. Процитируем вкратце Тарханова.

«Полковник Таунсенд произвольно вызывал остановку сердца, настолько продолжительную, что впадал от нее в обморочное состояние, тело его во время подобного опыта холодело, как бы окоченевало, глаза делались неподвижными, и сознание под конец совершенно исчезало; после нескольких часов такого состояния он вновь постепенно приходил в себя. Долгое время подобные сеансы сходили для Таунсенда благополучно, но однажды, производя при многих свидетелях опыт такого рода, он скончался вечером того же дня».

Эффект лимона

Возможности мозга безграничны

Итак, можно считать, что человек (конечно, не всякий) способен при определенных условиях серьезно регулировать деятельность своего организма. Но это именно отдельные индивиды, обладающие редкостной силой воли, да к тому же посвятившие овладению этой способностью много лет, если не всю жизнь, как бывает с йогами. Ну а что же люди обычные, ничем таким особенным не увлеченные? Оказывается, психическая регуляция физических проявлений не только возможна для каждого из нас, но и происходит практически постоянно!

Давайте проведем такой нехитрый эксперимент. Попробуйте приказать себе выделить слюну. Ничего не получится - деятельность слюнных желез от вашего приказа не изменится, сколько бы раз вы его ни повторяли. Но измените немного условия опыта. Ярко вообразите себе, что вы положили на язык свежий, истекающий соком ломтик лимона... Ага, видите? Это происходит потому, что активность наших внутренних органов зависит от вегетативной нервной системы, которая до определенной степени самостоятельна. Потому и не будет действенным направленный к ней непосредственно волевой приказ. Другое дело - использование соответствующих представлений.

Шекспир и космонавты

В одном из экспериментов по длительной изоляции в рамках программы подготовки космонавтов кандидату было предложено два раза в сутки, не вставая с кресла, «проигрывать» в памяти привычный для него комплекс физических упражнений. Он должен был воображать не только сами занятия, но и всю их обстановку, и связанные с этим эмоции. И что же? Было отмечено, что раз от раза реакции организма все больше приближаются к тем, которые возникали в момент реальных нагрузок! Ситуация «кросса», например, вызывала ускорение пульса на финише до 100 против 66 ударов в спокойном состоянии. А после получаса таких «занятий» испытуемый терял в весе от 100 до 150 граммов! На седьмые сутки кандидат попросил прекратить эксперимент. Он объяснил это страхом за состояние своей психики.

- Физические ощущения и яркость представлений, - говорил он, - стали доходить до такой степени, что я начал опасаться за свое психическое здоровье.

У другого кандидата в космонавты не заладились испытания на центрифуге. Причина заключалась в его повышенной эмоциональности. Вот что происходило при повторных исследованиях. Кандидата помещали в кабину центрифуги, усаживали в кресло. Сама центрифуга не включалась, но прибор в кабине показывал рост перегрузок. И тут же у кандидата возрастала частота пульса и дыхания, отмечались характерные для перегрузок изменения энцефалограммы... Вот какова сила внутреннего убеждения! Как писал Шекспир:

Когда ж нагрянет ураган войны,
Должны вы подражать повадке тигра.
Кровь разожгите, напрягите мышцы,
Свой нрав прикройте бешенства личиной!
Глазам придайте разъяренный блеск...
Сцепите зубы и раздуйте ноздри,
Дыханье придержите, словно лук,
Дух напрягите. - Рыцари, вперед!

Связь переживаний с их проявлением настолько велика, что еще в конце XIX века основатели учения об эмоциях американский философ и психолог Уильям Джемс и датский физиолог Карл Ланге выдвинули теорию, согласно которой «не потому мы смеемся, что нам смешно, а нам смешно потому, что смеемся...» Они писали в одной из своих работ: «Сожмите кулаки, стисните зубы, наморщите лоб, изобразите гнев - и начнете испытывать это чувство». Прямо по Шекспиру, не правда ли?

«Учитесь властвовать собою...»

«Есть сила благодатная в созвучьи слов живых», - писал Лермонтов. Впрочем, всегда ли благодатная? Словом можно исцелить, а можно и убить. В специальной литературе многократно описан случай в Копенгагене, когда приговоренному к смерти преступнику завязали глаза и словесно внушили, что он истекает кровью. Поверив в это, преступник умер. На самом же деле на его коже были лишь сделаны небольшие безопасные надрезы.

Ну а что же собственно йоги? В 1893 году немецкий исследователь Генрих Вальтер поместил в своей диссертации перевод с санскрита древней индийской рукописи. Там были описаны методы, при помощи которых йоги погружают себя в глубочайший длительный сон. Методы эти состоят главным образом в том, что человек постепенно увеличивает период задержки дыхания, принимает особую позу, с опущенной головой, с полузакрытыми глазами «направляет свой мысленный взор в место между бровями». Это и приводит, согласно рукописи, к временному прекращению деятельности сознания. Хотя, безусловно, в полном объеме «тайна спящих» далеко не так проста...

Не каждый из нас может достичь результатов, равнозначных тем, каких достиг йог Харида, впрочем, и не всем это необходимо. Но неоспоримая внутренняя сила таится в каждом человеке. Нужно только научиться ею управлять.

Андрей БЫСТРОВ







Предыдущая       Статьи       Следущая




comments powered by Disqus





Дружественные сайты: