Интересные сайты:



Как тренировать свой собственный мозг

Как мозг тренируется сам
Мозг и традиция
Были ли дворяне «лучшими» людьми народа?
Является ли буржуазия лучшими людьми?
Как помочь мозгу тренироваться

Как помочь мозгу тренироваться

Это все случаи того, как мозг тренируется сам, независимо от наших желаний. Просто оказывается человек в национальной и в сословной культуре и волей-неволей развивается. Особого выбора у него нет.

Мой прадед в 1875 году после первого дня в гимназии пришел к директору и сказал, что больше он у него учиться не будет: слишком трудно все и непонятно.

— Не приходите, господин Спесивцев, — ответили ему. — Не приходите, если вам так трудно. Но подумайте, если вы не окончите гимназии, о чем вы будете разговаривать с другими взрослыми людьми? Ведь вы не будете знать ни русской словесности, ни истории, ни французского языка, ни естествознания... Все будут образованные, а вы — дикий, как человек с каменным топором.

Директор помолчал и закончил:

— Так что, если вы не хотите — больше не приходите. Но перед тем как принять окончательное решение, все же подумайте.

Прадед принял окончательное решение, и в гимназию все же пошел. Он стал известным энтомологом, по книгам Павла Николаевича Спесивцева учились до 1970-х.

И в таком же положении оказывается всякий, и во всякой культуре. Хочешь не хочешь, а японец будет учиться каллиграфии, казак — верховой езде, французский дворянин — фехтованию и танцам, в которых движения очень похожи на фехтовальные: дополнительная подготовка.

Но цели развития разных разделов мозга ведь можно и ставить самостоятельно. В наше время возможностей выбора у человека необычайно много. Это — искусственная ситуация? Да... Но что в этом плохого, а главное — что в этом нового?

С момента появления разума мыслящее существо нарушает законы биологического бытия. Мыслящее живет иначе, чем живое, но неразумное. В самом человеке мера разумного, рассудочного, сознательно организованного все возрастает.

Нас пугают появлением искусственного разумного существа, происхождением от человека более разумного вида, соединением биогенного и техногенного в человеке... А именно это и происходит всю историю человечества. В том числе давным-давно искусственно наше тело и наш мозг.

Мозг современного человека — продукт многих культурных революций, результат многих новообразований. Многому нас научили еще во младенчестве или в самом раннем детстве... мы даже не поняли, что это нас учат.

В культуре образованных верхов давно выработаны методы тренировки внимания, храбрости, усидчивости, терпения, выносливости, прочих полезных качеств. Если вы имеете хоть какое-то отношение к этой культуре, вы эти способы знаете. Если и не имеете — в наше время это не страшно, способы давно опубликованы, и вы легко их найдете.

Но кроме этих, в общем-то, второстепенных тренировок, вы можете в частном порядке, сам по себе, поместить себя в среду, где ваш мозг просто не сможет не развиваться. До самых недавних пор человек (в точности, как и всякий другой организм) должен был оказаться в нужное время и в нужном месте, и к тому же должен был быть вовлечен в изменения.

Две тысячи лет назад примерно 40 или 50 млн человек из живших на Земле 160 млн начали переходить к единобожию. А все остальные — не переходили, и все тут! До сих пор человеков едят, и не стыдно им.

Четыреста лет назад несколько сотен тысяч из нескольких миллионов жителей Британии стали жить в городах нового типа. А вообще-то, на Земле жило тогда порядка 400 млн человек... И все — мимо 99,75% населения Земли.

Но вы можете:

1. Жить там, где происходит больше всего событий, крутится больше всего денег, где жить труднее всего, но и увлекательнее всего — в мегаполисе.

Не всем там нравится — шум... Калейдоскоп событий... Деньги, аферы, жулики всякие... Но если хотите тренировать мозг — место самое подходящее.

2. Присоединиться к самой передовой культуре.

В наш век переводов на самые разные языки и с самых разных можно «присоединяться» и не зная других языков, кроме родного. Но, конечно же, самое лучшее — выучить язык господствующей в мире англосаксонской культуры. И читать на этом языке их классическую литературу, одновременно пытаясь понять: а что сделало их лидерами мира?

Ах, невероятный индивидуализм! Ах, космополитизм! Ах, капитализм! Ах, способность жить на любом из материков! Ну вот и примеряем на себя, читаем их литературу, думаем, как можно сочетать нормы традиционной английской культуры и нашей.

А, они живо интересуются китайской и японской культурами? Пытаемся понять, почему.

Они дико представляют нас в основном с помощью смешной книги «Икона и топор»? Пытаемся увидеть себя их глазами. Думаем, что у нас может быть такого, что «не хуже», а может быть, и лучше. В общем, изучаем и одновременно «соревнуемся» — но честно, без глупостей в стиле «а зато у нас духовность высокая».

3. Развивать эмоции.

Продвигать собственный мозг по тернистому пути прогресса — сложное сочетание рациональных путей и иррационального. Известно, что эмоциональная жизнь человека для развития многих синапсических связей ничуть не менее важна, чем рациональное познание.

Гигант мысли не только хорошо думает, но и сильно чувствует. Как это взаимосвязано — не ко мне вопрос, но связь определенно есть. Потому не стоит бегать от эмоциональных привязанностей. Любовь к женщине давно сделалась частью культурной традиции. А есть еще любовь к родителям, детям, друзьям, женщинам и детям друзей, к животным, книгам, философским идеям, городам, ресторанчикам и своему старому продавленному вашей же попой креслу.

Хотите иметь могучий мозг? Не пренебрегайте ни одним из возможных источников эмоций. И старайтесь эти эмоции облагораживать, усложнять. Если ухаживание — то с цветами, ресторанчиками и маленькими традициями для двоих. Если друзья и даже домашние животные — то вкладывая в них часть своей души.

4. Развивать художественный вкус.

Никто не мешает вам хотя бы попытаться полюбить живопись, и если вам это удалось, то прочитать пару-тройку книг об искусстве. А может, вас заинтересует архитектура? Старинные прекрасные здания, храмы, дворцы и «просто» интересные сооружения. А может... впрочем, тут возможности совершенно беспредельны.

Если у вас нет художественного вкуса, под влиянием музеев и альбомов он может и появиться. Он может быть непрофессиональным, не «дотягивать» до каких-то стандартов и так далее... но вам же не обязательно быть профессиональным искусствоведом. Ваша цель — быть многосторонним дилетантом, получать удовольствие и самосовершенствоваться.

5. Развивать слух.

Да то же самое... Есть у вас слух или нет — слушайте музыку. Лучше всего — сложную, классическую музыку.

6. Развивать мелкую моторику.

Для развития мозга огромное значение имеет умение делать что-то мелкое, тонкое. Вдевать нитку в иголку, вышивать крестиком, чинить розетку, стругать кораблик из коры... Не очень важно, что именно. Очень рекомендую заниматься чем-то подобным.

7. Общаться.

Причем не только со своими близкими, а стараться общаться с людьми разных стран и народов. Старайтесь понять их, проникнуться их интересами и отношением к жизни, их мировосприятием.

Если читаете об истории — точно так же старайтесь понять людей других эпох.

7. Развивать воображение.

Разумеется, воображение развивает и музыка, и общение, и путешествия, и история, и искусство. А особенно — литература. Классическая литература — это сложный, все более отличающийся от нашего мир отношений и мнений. Совершенно необязательно восторгаться им и стараться его скопировать. Ваша задача — создать собственное мнение о героях и их поступках. Сколько читается «Война и мир» — столько людей раздражает хамское отношение Толстого к женщинам. Столько поколений мужчин фыркают в сторону образа Наташи Ростовой: мол, глупая, примитивная самка. А книга-то живет независимо от этого фырканья.

Вот и ваша цель — погрузиться в этот неоднозначный мир и выработать свое отношение к нему и к его реалиям.

Еще в 1960-е годы Даниил Гранин с удивлением писал о великих биологах, о Любищеве и Тимофееве-Ресовском как о людях, которые имели свое личное отношение к картинам, книгам, зданиям и идеям. Якобы те, кто родился позже, такого отношения к феноменам культуры не имеют. Ну что сказать? Лакей в трактире или приказчик у купца и во времена Пушкина такого отношения мог не иметь. А в наше время, полагаю, в культуре живет значительно большее число людей, чем в годы жизни и Толстого, и Пушкина.

Когда умирал Пушкин, его провожал «весь Петербург»: несколько сотен дворовых девок, кучеров и прислуги. Эти люди были грамотны. А абсолютное большинство жителей Российской империи были неграмотны. Они слыхали про Пушкина, но ничего не читали из написанного им. А в наше-то время все грамотные.

Я понимаю, что совет жить в культуре может показаться каким-то неинтересным, скучноватым... Особенно по сравнению с бреднями методологов или деяниями Никитиных и их последователей. Но попытки превратиться в гения путем «развивающих кубиков» или «оргдеятельностных игр» сделают из вас очередную жертву шарлатанов, и только. А живя в сложной, разнообразной культуре, вы сможете усовершенствовать свой мозг и уж, по крайней мере, получать от жизни намного больше удовольствия, чем без этого. А очень может статься, и откроется у вас какой-то талант, или, говоря более скромно, какая-то способность, о которой вы до того и не подозревали. Люди вообще очень талантливы. Все, что мы называем «классической русской культурой», создали несколько сотен тысяч дворян XVIII—XIX веков и несколько миллионов интеллигентов XIX — начала XX века. Почти у каждого человека, что называется, «что-то да есть».

Вы не знаете, что именно есть у вас или у ваших ближних... Способность вылезет сама. Сознательно развивать именно ее, как у Никитиных, совершенно бессмысленно. Но проявиться может все, что угодно, были бы возможности.

Мой прадед под конец жизни написал историю Великоанадольского лесничества, основанную его учителем Докучаевым. Рукопись пропала в годы войны, в 1943 году.

Дед был дружен с Вересаевым, с Соколовым-Микитовым, но сам писать даже не пытался. И всякий раз, когда я заканчиваю книгу, перевожу взгляд на фотопортреты деда и прадеда. Им не довелось, и не потому, что они были глупее. А потому, что у них не было ни единой возможности заняться литературным трудом.

Но лучше всего начинать развитие мозга с детства. Буквально с рождения ребенка.






Предыдущая       Статьи       Следущая




comments powered by Disqus

Содержание:

Как мозг появился на этом свете
Как устроен головной мозг?
Принцип широкого таза
Мозг и всё остальное
Что же такое «разумность»?
«Неизбежность двунога»
Триумфальное шествие человека
Сплошные новообразования
Урбанистическая революция
Интенсификация жизни
Информационная революция
Рост виртуальной реальности
Что мы можем, а чего - нет
Как тренировать свой собственный мозг
Как формировать мозг своего ребёнка
Куда идём?






Дружественные сайты: