Смерть, зачем ты нам дана?
Смерть без покрывала Каббала о смысле смертиЧто такое Каббала? Это мистическое религиозно-философское учение древних евреев, своего рода система знаний о Боге, Вселенной и Душе. Книги Каббалы, дошедшие до нас из глубины веков, продолжающие, по некоторым сведениям, эзотерическую традицию, тайную науку египетских жрецов, содержат в себе толкование всего, что касается жизни человека и человечества — происхождения и строения Вселенной, эволюции человечества и жизни конкретного человека. Каббалические книги включают в себя и варианты расшифровки тайного, закрытого для неподготовленного читателя смысла Библии, прежде всего знаменитого Моисеева Пятикнижия. Смерть в традициях Каббалы лишь переход в новую форму бытия. «Человек призван окончательно вернуться в лоно Бога, но такое соединение невозможно при настоящих условиях вследствие грубости материальной оболочки его тела. Это состояние, как и все духовное в человеке, должно подвергнуться неизбежному очищению для достижения степени духовности, требующейся для новой жизни». Эзотерическое учение Каббалы трактует человека как сложное взаимодействие трех Божественных начал (Нешама, Руах, Нефеш), процесс его умирания «продолжается гораздо долее, чем обыкновенно это предполагают». Процесс этот описан в книгах Каббалы столь пространно, сколь и непонятно для непосвященного в сложную символику тайного учения. Но тем не менее некоторые фрагменты из этих описаний не могут не вызвать интереса. Нешама — высшее духовное жизненное начало — первой покидает тело, обычно даже ранее того момента, который мы определяем названием «смерть». «Перед моментом, кажущимся нам смертью, состав умирающего увеличивается дополнительной частью более высокого Руаха (Руах — «живая душа»), человек видит то, что было скрыто от его глаз во время жизни». «Часто его зрение проникает на далекое пространство, и он может видеть своих покойных родителей и друзей. Как только наступает критический момент, Руах перед расставанием проникает во все части тела, от этого происходят судороги, агония, часто очень сильные. После этого вся духовная сущность человека переходит в сердце и скрывается от злых духов, которые бросаются на тело, подобно тому, как ястреб бросается за скрывающейся в свое гнездо голубкой». «Разлука Руаха с телом очень тяжела, потому что Руах (или живая душа) блуждает между высшими духовными бесконечными областями (Нешамой) и низшими, телесными, конкретными (Нефешем), склоняясь то к одной, то к другой. Он, будучи органом воли, составляет человеческую личность». «В момент смерти Руах исчезает и выходит изо рта умирающего с последним дыханием». Талмуд (собрание религиозно-этических и правовых положений иудаизма) различает 903 рода смерти, более или менее мучительных. Самую легкую смерть он называет «поцелуем», а самой мучительной считает ту, когда умирающий чувствует, что «из его горла как бы вытаскивают волосяную веревку». «Человек кажется мертвым, однако Нефеш еще находится в нем, представляет телесную жизнь конкретного и душу элементарной жизни человека. Это начало отделяется последним, однако еще долго остается близ останков, оплакивая свою потерю, и только вследствие полного разложения тела поднимается в надземные сферы». После того как части, входящие в состав человеческого существа, разделились, каждая возвращается в свойственную ей сферу, сопровождаемая соответствующими ей существами, окружающими постель умирающего (место умирания или гибели). В могилу же вместе с останками, как утверждает Каббала, сходит «нечто духовное нетленное» — «дух костей». И так как дух этот сохраняет в могиле некое смутное ощущение, то покой спящих последним сном может быть нарушен разными способами. «Не случайно поэтому у евреев было запрещено хоронить рядом лиц, находившихся при жизни во вражде, или человека праведного поблизости от преступника. Старались, напротив, хоронить рядом друзей, чтобы дружба распространялась и за гробом». Самое недостойное нарушение покоя умерших — вызывания, ибо все части человеческого существа, разлученные после смерти, сохраняют некоторую связь между собой, а значит, «каждое из этих начал чувствует то, что ощущают другие». В Ветхом Завете любое вызывание мертвых было строго запрещено (см.: Второзаконие (18,10 — 12) — о мерзости «обаятеля, вызывающего духов, волшебника, вопрошающего мертвых»). По сходным причинам многие эзотерические учения осуждают любые занятия спиритизмом. Что же говорит Каббала о дальнейшей судьбе «начал человеческих» в иных мирах? Пожалуй, то же самое, что и другие эзотерические или религиозные учения: «Насколько жизнь человека на земле представляет разнообразие, настолько же разнообразно участие этих начал в других мирах». Чем чаще нарушал человек божественные законы, тем больше выпадет на его долю наказаний. Вот почему каббалическая картина мира предполагает наличие (для каждого из начал — в каждом из миров) своего рая (Ган-Эден), своего чистилища — «огненного потока для очищения души» (Сахар Ди-Нур) и своего ада — «места пыток для наказаниях (Геенна). Это перекликается с христианским учением о рае, чистилище и аде. comments powered by Disqus Содержание:
Мёртвый песок жизни
|
|