В присутствии смерти
Между жизнью и смертью Человек и чума. Триумф смертиОн и Она рядом. Он играет на лютне и не отрываясь смотрит на Нее. Она же смотрит в нотную тетрадь, словно боясь пропустить ноту в музыке, звучащей лишь для Нее. Они вдвоем среди бушующей смерти. Смерть у них за спиной, она рядом. Они не слышат и не видят ее? Или любовь — это единственное спасение от ужаса смерти? А может быть, любовь сильнее смерти и смерть отступит, не тронет, пощадит? Это небольшой фрагмент из картины Питера Брейгеля-старшего «Триумф смерти». За спиной влюбленных — стол, накрытый белой скатерью. Опрокинуты бокалы с вином, разбросаны карты, забыты даже золотые монеты... Только что здесь пировало веселое общество. Но застолье прервано беспощадной гостьей — Смертью. А за другим столом еще веселятся. Хотя уже слышится стук колес телеги, везущей мертвецов. Этот другой стол поставлен русским поэтом А.С. Пушкиным в его знаменитом «Пире во время чумы». Луиза (приходя в чувство): Но и это мрачное видение никого не останавливает. Пирующие вновь садятся за столы и требуют «буйную вакхическую песнь». Смерть плотным кольцом окружила безумцев, но продолжают наполняться бокалы, смех разносится по темной безлюдной улице, и Луиза все так же ненавидит «волос шотландских этих желтизну». Зависть гложет ее, и ядовитые злые слова обрушиваются на Мери, посмевшую заслужить похвалу Председателя. Безумный праздник продолжается. Чума уже увела из круга пирующих самого веселого и остроумного, но «Причины нет печалиться» считают его друзья и собираются в его память... повеселиться. Тьма сжимает кольцо небольшого пространства, где прямо на улице стоит стол. Странное и жуткое, страшное веселье царит за этим столом: за спинами этих людей происходит нечто настолько страшное, что они не позволяют себе оглянуться. Люди утратили Дом. Бездомное человечество, человечество, выплеснутое как помои на деревенскую улицу. Бездомные и беззащитные. Дом утрачен не потому, что пришла чума. Эта чума — наказание за утраченное чувство самого священного и драгоценного дара жизни. За утраченное и поруганное таинство смерти. Эта трагедия — предупреждение. Пушкин делает наиважнейшее открытие: смерть — реальность этой жизни, смерть — часть жизни. Смерть не отрицание бытия, а продолжение его. «Пир, его картина общества, под которым уже давно пошатнулись его основания. Уже утрачена всякая вера, надежда кажется одним бесполезным обманом, мысль тускнеет и исчезает: божественный огонь оставил ее, общество совратилось и в холодном отчаянии предчувствует перед собой бездну и готово обрушиться в нее. В будущем нет ничего, надо требовать всего у настоящего, надо наполнить жизнь единым насущным». Это Ф.М. Достоевский сказал о «Египетских ночах». Но что же он мог сказать о «Пире во время чумы»: Зажжем огни, нальем бокалы, Разве не о том же и у Достоевского? Чума — естественное следствие в мире, где утрачена главная особеность человека — живая душа. Здесь, как у Питера Брейгеля, лишь смерть и мертвецы. Да нет, страшнее. Там есть влюбленные, есть те, кто не сдается на милость победителя, преодолевая ужас смерти. Хотя и здесь, у Пушкина, такой человек есть: Безбожный пир, безбожные безумцы! Это старый священник. Но его горестный призыв прервать чудовищный пир напрасен. Его не слышат, он обращается к мертвецам. Откликнется лишь один. Но именно он осознает, что безнадежно поздно: Не могу, не должен Отчаяние — смертный грех, убивший душу раньше тела. Человек, не сумевший принять смерть матери и жены, сломленный ужасом смерти, — мертв и уйти со Священником уже не может. Ему некуда идти. У него нет Дома здесь, но он утратил право на Дом и там, куда ушла любимая жена. Председатель: Это последняя просьба на исходе сил, когда все уже понято, осознано, безвозвратно потеряно. Священник: Как горестно это последнее «прости» оно подводит черту, оно уже — над трупом. Священник уйдет. А жуткий кощунственный пир продолжится. Останется Председатель, «погруженный в глубокую задумчивость». Останутся пирующие, чужие другу люди. Их Дом разрушен, и Чума как солдат-наёмник уносит щедрую дань. Эти люди бездомны от того, что никто никому не нужен. Все, что происходит в пространстве трагедии,— без любви, вне любви. Но это и есть смерть. Жизнь без любви страшна. Жажда любви — жажда духовная. Эта высокая жажда делает человека человеком. Это самый высокий, самый божий из даров. Помните, как рассказывают о любви, исходящей от Света, те, кто пережил клиническую смерть? Эта любовь так чудесна, так сильна, что людям хочется навсегда остаться с ней, в ней. comments powered by Disqus Содержание:
Мёртвый песок жизни
|
|