Исскуство умирать
Людей теряют только раз Я отрину страх и ужас... Тибетская книга мёртвыхЭто тоже условное название, данное уже европейцами. Полное ее название — «Великое Освобождение в результате услышанного в бардо» («бардо» в переводе с тибетского — «промежуточное состояние») Книга Великого Освобождения, как и Книга Амдуат,— это сборник наставлений и молитв, которые читает лама над умершим человеком. Все исследователи — и американцы Р. Моуди и С. Гроф, и русский переводчик книги, доктор физико-математичеких наук Е. Цветков — отмечают важную особенность текста: одна цель книги — научить умирающего вести себя в совершенно новой реальности, а другая — «помочь тем, кто живет, правильно думать о смерти и не задерживать умирающего своей любовью и эмоциями, чтобы он мог уйти в правильном духовном состоянии, освобожденный от всех физических тревог». Буддисты всегда были уверены, что последние мысли человека в момент его смерти не только определяют то, куда он попадет «после», но прежде всего влияют на характер его следующего воплощения в этом мире. Отсюда и желание того, чтобы в момент «перехода» (смерти) мыслям умирающего можно было помочь, придав им правильное направление. Это и есть одна из главных задач, которую решает тибетская Книга. Книга Великого Освобождения впервые была переведена на английский язык ламой Кази Дава — Самдуп. Перевод был подготовлен к печати и издан в Оксфорде в 1927 году У.И. Эвансом-Вентцем. С тех пор и поныне над текстом книги много работали и работают исследователи, особенно в последние десятилетия. Описание пограничных состояний (Чикаи бардо первой ступений) в книге поразительно похоже на рассказы людей, переживших околосмертный опыт. Многие из них, как вы помните, вспоминают об отделении души от тела и ее восхождении в высшие сферы, божественном белом свете, а после своего возвращения «оттуда» нередко обнаруживают, что их отношение к жизни глубоко изменяется и становится более духовным. Таково воздействие на душу и состояний бардо. Бардо тибетской Книги — это некий промежуточный период между смертью и возрождением, длящийся 49 дней и состоящий из трех этапов. Первый из них описывает то, что физически ощущает человек в момент смерти, второй касается состояния, подобного сновидению, наступающему после смерти, а третий — это проявление инстинкта рождения, который ведет к пренатальным событиям и новому рождению. Несмотря на то что сегодняшние читатели книги зачастую далеки от буддизма, а это значит, что смысл символов им непонятен, они делают поразительные открытия, ибо Тибетская книга мертвых — это великолепный учебник для живых. Так утверждают, в частности, психологи. Все, что с нами происходит, сказано в книге, есть порождение нас самих. Все радости и печали, несчастья и удачи — порождение нашей психики. Лама, сорок дней читающий книгу, убеждает умершего понять главную тайну: все образы мирных и гневных божеств, являющиеся перед ним,— отражения его собственного сознания: Когда меня осеняет бардо абсолютной сути, Так начинается путешествие в загробный мир, где всё таинственно и непонятно, где всё — знаки, и умение прочитать смысл знака означает слияние с ним, а значит, прекращение рождений. Собственно, это и является основной целью — помочь человеку не возвращаться на землю снова. В первой части книги — Чикаи бардо — описано отделение духа от тела и состояние, следующее за смертью: «Когда разделены твои тело и ум, появляется абсолютная суть... Не бойся и не впадай в смятение... Из глубины придет могучий грохот — естественный звук абсолютной сути, подобный тысяче одновременных ударов грома... не бойся и не впадай в смятение. Сейчас ты обладаешь умственным телом (телом мысли), у тебя нет тела из плоти и крови, никакие звуки, краски, никакие лучи света не могут повредить тебе, и ты не можешь умереть. Легко понять их как твои же проявления. Знай, это и есть бардо». Оказавшись вне тела, человек (его сознание) задает первый вопрос: мертв я или нет? Человек видит родственников, друзей, слышит, о чем они говорят. И тогда, рассмотрев, что все они собрались вокруг тела, узнав свое тело, человек задает следующий вопрос — где же я, если там лежит мое тело? Затем обнаруживает, что он обладает другим телом — прозрачным, или призрачным. И вновь лама предупреждает — «Не пугайся. Возникает ослепительное видение Первичного Чистого Света, Истинной реальности. Если человек способен узнать его, понять, что он часть этого света, он остается в Свете. Те, кто испуган, не подготовлен, не должны отчаиваться — придет Вторичный Чистый Свет. Но если упущена и эта возможность, начинается странствие, в котором человек проходит сложную последовательность состояний в следующих бардо. Чикаи бардо длится три-четыре с половиной дня, иногда неделю. Чаще всего это время человек проводит в беспамятстве. И лама говорит о важности духовных практик (медитаций) при жизни, так как это позволит совершить сознательный переход в иной мир. И далее лама наставляет: «Очнувшись, будь осторожен и внимателен. Не спеши! Не пугайся! Ты умер. Пойми это, оставь прошлое, не береди чувства, не дай им охватить твою душу, завладеть твоим умом и отвлечь тебя от главного. Тебе предстоит путь в Хониид бардо». Этот путь длится пятнадцать дней. Наступает бардо Испытания реальности. Здесь душа встречается с различными божествами, и опять не следует забывать, что все они — порождение самого человека, его жизненного опыта. Пять «молитв вдохновения» дает лама, они должны помочь соединиться с божеством, опознав его. Этому мешают накопленные человеком грехи. Приведем первые строки молитв: Когда я блуждаю в сансаре, невежеством обуянный... Сосредоточив мысли на божестве, а каждое из божеств — воплощение состояния, противоположного названному пороку, — душа, или дух человека может освободиться. Это встречи с мирными божествами. Но если не сумел освободиться, ему предстоит встреча с божествами гневными. Устрашающ и ужасен их вид, чудовищны действия. Но вновь звучит предупреждение ламы: «Не бойся, не устрашись, не смущайся. Познай гневное божество как проявление твоего же ума. Он твой идам, поэтому не бойся. Познание и освобождение придут одновременно. «Идам» переводят как «божественый защитник». Перевод дает представление лишь о внешнем характере понятия. В Книге мертвых — это истинная, просветленная природа самого человека с учетом его личных особенностей. Главная идея второй части книги в том, что умерший встречается с теми же божествами, которые были «мирными». Как в первом, так и во втором случаях присутствует пара богов — «божественная семья», основу всех пяти семей составляет изначальная и вечная энергия — абсолютно устойчивое состояние бытия. То, что ощущается как «гнев», есть проявление колоссальной силы этого состояния. Да и сам «гнев» сострадательный, в нем нет ненависти. Гневные божества преобразуют разрушительную энергию в энергию созидательную, ведущую к освобождению. И действительно, наши пороки несут в себе разрушительную энергию. Достаточно довериться божествам, принять их, как «негативное» превратится в нас в «позитивное». Но беда в том, что и в жизни мы привязаны к своим порокам и любим их подчас сильнее своих достоинств. И после смерти, говорит Книга мертвых, человек испытывает чувство неприязни к гневным ликам (достаточно вспомнить, как мы реагируем на замечания и как не любим тех, кто говорит нам о наших недостатках), отталкивает их и продолжает свой тяжкий безрадостный путь. Если человек не использует возможности освобождения в первых двух бардо, он попадает в третье — бардо Ищущих Возрождения. На этой стадии он обретает тело, но это особое тело, позволяющее беспрепятственно проникать сквозь любые препятствия. Закон кармы определяет, что будет испытывать душа в этом бардо — счастье или мучения. Отрицательная карма обрекает на муки, положительная дает возможность испытать неземное блаженство. Самым важным моментом в Сидпа бардо является суд, в процессе которого повелитель и судья мертвых Дхарма Раджа оценивает поступки с помощью Зеркала кармы. В зеркале видны все добрые и хорошие поступки, но все злое и дурное — тоже здесь. Доброе начало представлено в виде белых камешков, злое — в виде черных. Камешки кладут на чаши весов. После суда перед умершим открывается шесть путей кармы, выбор которых зависит от добродетелей и пороков судимого. Если в Сидпа бардо не была использована благожелательным. Называются три зла, которые сопровождают тех, у кого дурная карма, и от которых необходимо избавиться, — гнев, себялюбие, невежество. Несомненна закрытость Тибетской Книги мертвых. Она во многом остается непонятной и непонятой. Не случайно тибетский ученый Чогьяма Трунгпа назвал ее Книгой пространства, которое вмещает жизнь и смерть. Высший парадокс буддистского учения в том, что посмертный ритуал является инициацией в жизнь, проповедуемые принципы жизни — подготовкой к смерти. В этом смысле буддизм и все эзотерические религиозные доктрины очень схожи. Итак, в промежуток между двумя жизнями душа возвращается к самому началу творения, повторяя весь этот процесс, готовясь к выходу из чрева при рождении. Родившись, душа постепенно забывает опыт предыдущих воплощений и различных состояний бардо. Иногда память возвращается только в раннем детстве или при приближении смерти, иногда ее пробуждают какие-то исключительные жизненные переживания. Карл Юнг рекомендовал европейцам читать тибетскую Книгу с конца, то есть с момента возрождения до описания смерти. Кроме того, он считал, что с точки зрения психоанализа опыт состояний бардо соответствует описанию психического содержания внутриутробного развития и раннего детства. Если отстраниться от всего, что представляется спорным, то, возможно, останется главное — рассказ о непознанных глубинах человеческой психики и призыв к бесстрашию перед ними. И, конечно, эта книга — ясное и последовательное предупреждение о том, что путь порока и греха — путь совершения зла — приводит человека к разочарованиям и мучениям, а путь добра и любви — к радости и счастью. Одно из основных наставлений древних книг для умирающих — не бояться смерти и относиться к своему уходу из жизни спокойно, не мучая понапрасну ни себя, ни окружающих. Тот же смысл заложен в философии хосписов. О том же пытаются сказать нам те, кто прошел через околосмертный опыт. comments powered by Disqus Содержание:
Мёртвый песок жизни
|
|